Аналитическая композиция в пьесе Генриха Ибсена «Кукольный дом»
Ибсена еще при жизни называли творцом аналитической драмы XIX века, которая возродила традиции античной драматургии. Автор использует аналитическую композицию, чтобы показать несоответствие между внешними проявлениями жизни с ее настоящий сущностью. Он хорошо знал проблемы, которые возникают перед человеком в жизни, понимал, что внешнее благосостояние скрывает немало трагедий.
Аналитическая композиция, по Ибсену, означала раскрытие внутреннего трагизма, который скрывается за внешне спокойной действительностью. На такой композиции
В пьесе «Кукольный дом» эти сюжетные тайны становятся движущей силой в развертывании действия, в развитии характеров героев. Нора в начале пьесы кажется нам женщиной, которая не в состоянии принимать самостоятельные, смелые решения, что она подчиняется авторитету своего мужа, которого считает образцом
Но постепенно мы понимаем, что это впечатление обманчивое. Выясняется, что Нора скрывает какую-то тайну от мужа, что-то такое, что Хельмер не простит ей и воспримет как позор. Нора постоянно в пьесе находится под угрозой изобличения.
Она оттягивает момент, когда ее муж прочитает письмо от ростовщика, которое лежит в почтовом ящике. Автор дает нам понять, что сущность взаимоотношений супружества не такое, которое кажется пренебрежительным. Эта сущность очерчивается в деталях, случайных словах.
Читателя настораживает пренебрежительное отношение к жене, непонимание ее внутреннего состояния. Нора, наоборот, поражает яркостью некоторых фраз, умением владеть собой. Постепенно раскрывается тайна, которую скрывала Нора.
Она подделала подпись своего отца, чтобы получить деньги и спасти от болезни мужа. Хельмер воспринимает это как позорный поступок, не хочет даже задуматься над причиной этого поступка. Нора поражена эгоизмом Хельмера, которого волнуют только последствия этого поступка.
Ни милосердная сторона ее поступка, ни то, что своим поступком она никому не навредила, не берутся во внимание ее мужем. Ведь в начале супружеской жизни Хельмер тяжело заболел туберкулезом, лечение требовало немалых денег.
Норе не к кому было обратиться, так как единственный, кроме мужа, близкий человек для нее — отец. Он был на пороге смерти и уже не мог подписывать никакие документы. Нора была единственной наследницей. Она подделала подпись отца и спасла мужа. В конце пьесы раскрытие тайны окончательно развеивает иллюзию о благосостоянии и счастье Хельмеров, срывает маски с героев.
Нора возникает как сильная, цельная натура, которая может сама решать свою судьбу. Ее разрыв с мужем, в котором она разуверилась, ее нежелание оставаться «куклой» — яркое доказательство этому. Нора говорит мужу: «… я поняла, что я все эти восемь лет жила с чужим мужем и нажила с ним трех детей… О, я не могу даже вспоминать об этом!
Так бы и разорвала себя на куски!». Мне кажется, что аналитическая композиция пьесы дала возможность автору поставить вопрос о положении женщины в семье, о ответственности личности перед собой, обществом и миром, а также общества перед личностью.
Ибсена еще при жизни называли творцом аналитической драмы XIX ст., которая возрождала традиции античной драматургии. Аналитическая композиция, по Ибсену, означала раскрытие внутреннего трагизма, который скрывается за внешне спокойной действительностью. Так композиционно построена пьеса «Кукольный дом».
Аналитическая композиция определяется еще и тем, какую роль в судьбе героев сыграют события, которые произошли задолго до начала действия.
В пьесе «Кукольный дом» эти сюжетные тайны становятся движущими силами в развертывании действия, в развитии характеров героев. В начале пьесы Нора кажется нам женщиной, которая не в состоянии принимать самостоятельные, смелые решения. Она подчиняется авторитету своего мужа Торвальда, которого считает образцом всех добродетелей.
Все силы отдает семье. Но постепенно выясняется, что Нора скрывает какую-то тайну от мужа, что-то такое, за что Хельмер не простит ее и воспримет как позор. Женщина постоянно находится под угрозой изобличения.
Она оттягивает момент, когда ее муж прочитает письмо от ростовщика, которое лежит в почтовом ящике. Этим автор дает понять, что сущность отношений супружества не такое, каким кажется. Читателя настораживает пренебрежительное отношение к жене, непонимание ее внутреннего состояния. Нора, наоборот, поражает умением владеть собой.
Постепенно раскрывается тайна, которую скрывала Нора. Она подделала подпись своего отца, чтобы добыть денег и спасти от болезни мужа.
Но Хельмер воспринимает это как позорный поступок. Нора поражена эгоизмом Торвальда. Ведь она сделала это ради любви.
В конце пьесы раскрытие тайны окончательно развеивает иллюзии о благополучии и счастье Хельмеров, срывает маски с героев. Нора возникает как сильная, цельная натура, которая может сама решать свою судьбу. Ее разрыв с мужем, в котором она утратила веру, ее нежелание оставаться «куклой» — яркое доказательство этому. Итак, с помощью аналитической композиции пьесы Ибсен показал несоответствие между внешним и внутренним.
Автор показал проблему положения женщины в семье, ответственности личности перед собой, миром и обществом, а также общества перед личностью.
Аналитическая композиция в пьесе Генриха Ибсена «Кукольный дом»