В. Г. Короленко писал: «Язык, по самой природе своей, есть орудие общения».
Эту фразу я понимаю так. Общение может состояться при выполнении трех условий: участие в нем двух человек, наличие предмета для разговора и знание собеседниками языка. Конечно, главным в общении является язык, который и есть орудие разговора.
В. Г. Короленко не случайно использует слово «орудие», говоря о языке: ведь при помощи слова можно по-разному влиять на человека. Поэт В. С. Шефнер писал:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить.
Приведу примеры из текста Ю. Я. Яковлева.
Во-первых, в предложениях №32,40,52,73 повторяется одна и та же фраза: «Воробьев стекло не выбивал!». Думаете, это случайно? Нет!
Для мальчика очень важно, чтобы все знали, что его друг не виновен в том происшествии. Вот почему он, даже спустя годы, твердит эту фразу, пытаясь при помощи языка оправдать Воробьева.
Во-вторых, использование языка, как орудия, помогает юноше пусть на выпускном вечере, но заставить сознаться истинного виновника, парня по прозвищу Верста, который скажет: «Если по правде, то я» предложение № 75. . И это признание позволит всем почувствовать облегчение.
Таким образом, могу сделать вывод, что высказывание В. Г. Короленко справедливо.
Дайджест:
- Для ГИА 2014 года по тесту 26 сборника Н. А. СенинойВ учебнике русского языка утверждается, что «язык художественной литературы отличается образностью, в нем сочетаются языковые средства разных стилей и используются изобразительно-выразительные средства языка». Эту фразу я понимаю так. Язык беллетристики предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, отличаются особой образностью. Приведу примеры из текста Е. И. ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 11 сборника Н. А. Сениной вариант 2Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Морфология предлагает синтаксису средства связи — возможность словам соединиться». Авторы учебника русского языка утверждают: «Морфология предлагает синтаксису средства связи — возможность словам соединиться». Как я понимаю эту фразу? Морфология, изучающая части речи и способы изменения слов, помогает синтаксису соединить слова в словосочетания и предложения. Приведу ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 9 сборника Н. А. СенинойНапишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Просторечные слова служат характеристиками явления в кругу бытовых отношений, сообщают речи непринужденность. Именно благодаря обилию просторечных слов в речи героя читатель может точнее представить не только его характер, но даже социальный статус». Авторы учебника русского языка утверждают, что «просторечные слова служат характеристиками явления в кругу ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 7 сборника Н. А. СенинойМ. М. Бахтин сказал: «Каждая грамматическая форма является одновременно и средством изображения». Как я понимаю эту фразу? Грамматическая форма — это связь грамматического значения и способа его выражения в слове, которые одновременно являются и средством изображения предметов, их признаков, действий. Приведу примеры из текста М. Канн. Во-первых, в предложении 20 нахожу глагол «напал», грамматическая форма ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 25 сборника Н. А. СенинойАвторы учебника русского языка утверждают: «Наречия могут усиливать выразительность речи, выполняя изобразительную функцию. С помощью наречий — эпитетов писатели создают яркие картины природы». Эту фразу я понимаю так. Наречия характеризуют, как, каким образом совершается действие, и, по меткому выражению лингвистов, «живописуют действие». Приведу примеры из текста Е. Носова. Автор, рассказывая о трудном выживании синичек зимой, ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 14 вариант 2. сборника Н. А. СенинойВ учебнике русского языка говорится: «Однородные члены предложения могут придавать изложению повествовательную плавность или, наоборот, энергичность, прерывистость». Доказать справедливость данной мысли легко можно на основании сказки, рассказанной старым капралом. Текст ее не был бы столь интересен без ряда однородных членов предложения, которые придают повествованию то плавность, то неритмичность, создавая удивительную яркость и красочность. Во-первых, в ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 17 сборника Н. А. СенинойВ учебнике русского языка говорится, что «однородные сказуемые придают тексту динамичность, помогают «оживить» изображаемое». Эту фразу я понимаю так: однородные сказуемые используются в тексте как краткий и выразительный прием речи, помогающий автору образно передать действия. Приведу примеры из текста Ю. Я. Яковлева. Во-первых, в предложении № 32 встречаю однородные сказуемые «кормила, будила, обстирывала». Благодаря этим ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 19 сборника Н. А. СенинойА. Н. Толстой утверждал: «Движение и его выражение — глагол — является основой языка. Найти верный глагол для фразы — это значит дать движение фразе». То есть глагол, вторая по численности часть речи в нашем языке, решает важную функцию: при его помощи предметы показываются в движении, рисуется динамика действия. Приведу примеры из текста А. И. ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 12 сборника Н. А. СенинойНапишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания учебника русского языка: «Художественное слово может быть исполнено силы и энергии, но может выражать и сомнение, нерешительность, колебание, грустные размышления, сочувствие» Цитата из учебника русского языка подтолкнула меня на такую мысль: сила образов художественной литературы состоит в том, что они обращены не только к нашему разуму, но и к чувствам. ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 22 сборника Н. А. СенинойГ. Г. Граник и С. М. Бондаренко утверждали: » Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы и окрашивающие их чувства». Как я понимаю эту фразу? 10 знаков препинания, существующие в системе современной русской пунктуации, помогают нам в восприятии текста, в выражении различных чувств, ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 15.2 сборника Н. А. СенинойВ учебнике русского языка говорится, что «назывные предложения иногда изображают места, где развивается события. Используя цепочки назывных предложений, автор выделяет детали, которые представляются ему особо важными». Назывное предложение — это такая односоставная конструкция, где подлежащее — один главный член, но такой, о котором говорят, что «один в поле воин!» Он называет предметы и явления, констатирует ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 18 сборника Н. А. СенинойБ. А. Ларин утверждал, что «фразеологизмы всегда косвенно отражают воззрения народа, общественный строй, идеологию эпохи». Эту фразу я понимаю так. Устойчивые сочетания, рожденные в народной среде, носят печать своей эпохи и так демонстрируют суждения и взгляды людей, как свет утра отражается в капле росы. Приведу примеры из текста К. Г. Паустовского Во-первых, в предложении №15 ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 20 сборника Н. А. СенинойК. Г. Паустовский утверждал, что «знаки препинания — это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». Эту фразу я понимаю так. Музыкальное произведение невозможно сохранить на нотном стане без специальных знаков. Это же произойдет, если мы напишем текст без знаков препинания: предложение может получить двоякий смысл, как в знаменитом выражении ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 28 сборника Н. А. СенинойМаксим Кронгауз говорил: «Наше отношение к другим людям формируется не только «по одежке и уму», но и по тому, как они говорят, в частности, какие слова используют». Эту фразу я понимаю так. По тому, как человек говорит, по словам героя, мы можем сделать вывод о его характере, сформировать наше отношение к нему. Приведу примеры из ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 29 сборника Н. А. СенинойА. С. Пушкин говорил: «Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному». Эту фразу я понимаю так. Русский литературный язык имеет разговорную и письменную формы выражения, которые значительно отличаются друг от друга. Письменная речь строго следует установленным грамматикой нормам словообразования и словоупотребления, ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 4 сборника Н. А. СенинойР. И. Альбеткова утверждала, что » всякий художественный образ — это результат творчества писателя, который отбирает необходимые языковые средства и организует их в текст для выражения своей мысли». Задумаемся, что стоит за этими словами? Известно, что помогают писателю сделать речь образной, эмоциональной, ярко выразить свою мысль специальные художественные средства, основанные на употреблении слов в переносном ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 23 сборника Н. А. СенинойЛ. Н. Толстой утверждал, что «для того чтобы общение людей было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия». Это выражение понимаю так: при общении собеседники должны понимать все слова, используемые в разговоре, иначе один из них просто не уловит смысл того, о чем идет речь. ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 21 сборника Н. А. СенинойТ. М. Григорьева утверждала, что «графика тоже может служить средством выражения дополнительных смыслов и использоваться как стилистический прием выразительного оформления текста». Знаю такие графические средства выразительности: абзацное членение, шрифтовые средства, сочетание кириллического и латинского шрифтов, подчеркивание. Все они помогают усилить образность художественного произведения. Продемонстрирую это на основе текста Ю. М. Полякова. Во-первых, в предложении №2 ... Читать далее...
- Что такое малая родина? По тесту 8 сборника 2014 года Н. А. СенинойЧто такое малая родина — вот вопрос, над которым рассуждает Е. И. Носов. Русский советский писатель пишет, что у каждого из нас при слове «Родина» перед мысленным взором возникает вполне конкретный образ: улица, на которой ты жил, родительский дом, школа, в которой учился, родные просторы. Малая родина — это, по Е. И. Носову, «окоем нашего ... Читать далее...
- Каким должен быть отдых? По тесту 4 сборника Н. А. Сениной 2014 годаКаким должен быть отдых? Вот вопрос, над которым задумывается Б. Л. Васильев. «Запальчиво» рассуждая над этой проблемой, автор рассказывает о своей семье, в которой было заведено много трудиться и отдыхать, не бездельничая, развалившись «в кресле, вытянув ноги» и » ничем не утруждая ни единую клеточку собственного тела», а меняя вид деятельности. Писатель уверен, что «пустое ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по тесту 1 сборника Н. А. Сениной 2014 года1 вариант И. Б. Голуб писала: «Литераторы часто используют обращение, которое отражает свойственные разговорной речи интонации нежности, участия». Думаю, лингвист имела в виду то, что в языке художественной литературы часто встречаются обращения, передающие чувства ласки и отзывчивости. Приведу примеры из текста Е. Гришковца. Во-первых, в предложении №6 отец, обращаясь к сыну, нежно называет его «сынок». ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 год по тесту 9 вариант 2. сборника Н. А. СенинойНапишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Просторечные слова служат характеристиками явления в кругу бытовых отношений, сообщают речи непринужденность. Именно благодаря обилию просторечных слов в речи героя читатель может точнее представить не только его характер, но даже социальный статус». Просторечие — это слова, выражения, грамматические формы и конструкции, свойственные малообразованным носителям языка. ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 5 сборника И. П. Цыбулько«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте, поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются»,-писал в 19 веке М. Е. Салтыков-Щедрин. Эту фразу я понимаю так: в распоряжении мысли, которая легко доходит для читателя, имеются возможности синтаксиса, грамматики и пунктуации. Приведу примеры из ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 10 cборника Н. А. СенинойНапишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Л. В. Щербы: «Без существительного, явного или подразумеваемого, нет прилагательного». Известный лингвист Л. В. Щерба говорил: «Без существительного, явного или подразумеваемого, нет прилагательного». Как я понимаю эту фразу? В словосочетании и в предложении прилагательное всегда связано с существительным и полностью согласуется с ним, то есть употребляется в том же роде, ... Читать далее...
- Одиночество и равнодушие к окружающим людям жителей больших городов По тексту из теста 19 сборника Н. А. Сениной 2014 годаОдиночество и равнодушие к окружающим людям жителей больших городов — вот проблема, о которой рассуждает В. П. Астафьев. Размышляя над этим вопросом, автор сравнивает город, где»спит…целая область в одном многолюдном микрорайоне» с деревней, в которой крик о помощи слышен «от околицы до околицы». Повествователь пишет о том, что, в отличие от деревни, этот огромный «каменный ... Читать далее...
- — рассуждение на лингвистическую тему по тесту 8 сборника И. П. Цыбулько 2014 года15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника». Сочинение 1 «Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника», — пишет Ю. Яковлев в конце текста. Эту фразу я понимаю так. Учительница познала внутренний мир мальчика после того, как заглянула в его»загадочную жизнь». Коста ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 4 сборника И. П. ЦыбулькоИзвестный лингвист Д. С. Лихачев утверждал, что «верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит». Вслушаюсь в то, что и как говорит героиня С. Сергеевой, и сделаю вывод о ее нравственных качествах. Во-первых, вспомним, как Марина, принявшая решение забрать бездомную собачку к себе, учитывая, что животное, впервые ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 6 сборника И. П. ЦыбулькоВ Литературной энциклопедии утверждается, что «заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». Действительно, чтобы создать образы героев, автор использует в их речи определенные слова, которые помогают точно передать характер того или иного ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 16 сборника И. П. ЦыбулькоСовременный ученый С. И. Львова утверждала: «Пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»» . Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Знаки препинания помогают пишущему точно и легко выразить мысли и чувства, а читающему — понять их. ... Читать далее...
- ТЕМЫ сочинений ГИА 2014 года По сборнику Н. А. СенинойТест 1 «Литераторы часто используют обращения, которые отражают свойственные разговорной речи интонации нежности, участия» И. Б. Голуб Тест 2 «Вводные слова и словосочетания, выражающие эмоциональную оценку сообщения, придают речи экспрессивную окраску и поэтому часто употребляются в живом общении людей и в художественных произведениях». И. Б. Голуб Тест 3 «Изобразительные эпитеты живо и наглядно рисуют предметы ... Читать далее...
Для ГИА 2014 года по тесту 30 сборника Н. А. Сениной