Последние годы жизни Горького М. Ю

В мае 1928 года писатель вернулся в СССР. Против своей воли он вынужден был поселиться в особняке, принадлежавшем до революции купцу и промышленнику С. П. Рябушинскому (Малая Никитская, д. 6; теперь там находится Музей А. М. Горького). Вся жизнь писателя, встречи, переписка контролировались теперь органами ОГПУ. Фрагмент «Московского дневника» Ромена Роллана, друга писателя, искренне за … Читать далее

Чичиков на балу у губернатора

В городе NN было два рода мужчин: толстые и тоненькие. Тоненькие больше вились около дам и занимали не очень важные места, по особенным поручениям, а толстые «были почетные чиновники в городе!» Они занимали самые важные посты. Почти все они были на балу у губернатора. Где «все залито светом» и гости напоминают мух, которые влетели в … Читать далее

Художественное своеобразие драматургии А. П. Чехова

Что нужно драматическому писателю? Философию, бесстрастие, государственные мысли историка, догадливость, живость воображения, никакого предрассудка любимой мысли. Свобода. А. С. Пушкин Ставя пьесы А. П. Чехова на сцене Московского Художественного театра, К. С. Станиславский разработал новую театральную систему, которая до сих пор называется «системой Станиславского». Однако эта оригинальная театральная система появилась благодаря новым драматургическим принципам, воплощенным … Читать далее

Преступление и наказание характеристика образа Лизаветы

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ Лизавета — младшая, сводная сестра процентщицы Алены Ивановны. «…Высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет, бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои». Смуглое доброе лицо. Занимается стиркой и починкой белья. До убийства … Читать далее

Комедии Мольера

Уже в первой половине XVII в. теоретики классицизма определили жанр комедии как жанр низший, сферой изображения которого были частная жизнь, быт и нравы. Несмотря на то что во Франции к середине XVII в. были написаны комедии Корнеля, Скаррона, Сирано де Бержерака, подлинным создателем классической комедии стал Жан-Батист Поклен, сын придворного обойщика-декоратора. Тем не менее, Мольер … Читать далее

Анализ романа «Юнкера» Куприна А. И

Подобно другим крупным русским писателям, которые, оказавшись на чужбине, обратились к жанру художественной автобиографии, Куприн посвящает своей юности самую значительную вещь — роман «Юнкера». В определенном смысле это было подведение итогов. «»Юнкера», — сказал сам писатель, — это мое завещание русской молодежи». В романе подробно воссоздаются традиции и быт Третьего Александровского юнкерского училища в Москве, … Читать далее

Проблема чувства и долга в романе «Евгений Онегин» Пушкина А. С

Главная задача Пушкина в романе «Евгений Онегин» — описать свое время через образ заглавного героя — своего современника; важнейшими событиями, в которых проявились характер и убеждения Онегина, становятся история его любви к Татьяне и история его дружбы с Ленским. Поэтому закономерно, что в романе проблема выбора между чувством и долгом встает перед тремя героями и … Читать далее

Детство. Отрочество. Юность характеристика образа Гриши

ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ Гриша — странник, юродивый. «Человек лет пятидесяти, с бледным изрытым оспою продолговатым лицом, длинными седыми волосами и редкой рыжеватой бородкой». Очень высокого роста. «Голос его был груб и хрипл, движения торопливы и неровны, речь бессмысленна и несвязна, но ударения так трогательны, и желтое уродливое лицо его принимало иногда такое откровенно печальное выражение, … Читать далее

Трагизм философских и художественных исканий Пушкина

Вопрос о дальнейшем развитии созданной Пушкиным драматургической системы в истории русской национальной драматургии XX-XX веков исследован далеко не достаточно. Нередко при попытках решения этого вопроса становились на путь поисков прямых соответствий, но таковых по целому ряду причин могло и не оказаться. Странно было бы отрицать исключительное воздействие, оказанное бессмертной комедией Грибоедова на последующее развитие русской … Читать далее

Превращение характеристика образа Замза Грегора

Замза Грегор — главный герой новеллы. Проснувшись после беспокойного сна, молодой коммивояжер обнаруживает, что превратился в насекомое. «Лежа на панцирно-твердой спине, он видел… свой коричневый, выпуклый, разделенный дугообразными чешуйками живот…» Г. пытается не удивляться случившемуся. Превращение он считает результатом усталости и недомогания. Решив для начала подняться с постели, одеться, позавтракать, а уже потом осмыслить происходящее, … Читать далее

М. Ю. Горький в воспоминаниях современников

Е. И. Замятин: «…вопрос о моем рассказе — это уже дело решенное, Горькому он понравился и уже сдан в набор. Но вот построенные мною ледоколы, и техника, и мои лекции по корабельной архитектуре… «Черт возьми! Ей-богу, завидую вам. А я так и помру — по математике неграмотным. Обидно, очень обидно». Самоучка, за всю свою жизнь … Читать далее

Три мушкетера характеристика образа кардинала Ришелье

Ришелье, кардинал — первый министр, обладающий фактически неограниченной властью даже над королем Людовиком XIII, так или иначе участвующий во всех событиях, происходящих в романе, и плетущий хитроумные интриги, направленные главным образом против королевы Анны Австрийской. Р. олицетворяет собой главную противостоящую мушкетерам силу, с которой они, однако, справляются, а в конечном счете достигают и примирения. Франция … Читать далее

Описание традиций Козаков в романе П. Кулиша «Черный совет»

Большое достояние Кулиша-прозаика — роман «Черный совет», который Иван Франко назвал «наилучшей исторической повестью в нашей литературе». Сочинение вышло в 1857 году и сразу же завоевало искреннюю симпатию читателей и высокую оценку критиков. Сюжет «Черного совета» взят из истории. Он основывается на событиях так называемой Руине пор после смерти Богдана Хмельницкого, когда Россию раздирали разные … Читать далее

Пример сочинения: Парадоксальность в творчестве Й. Бродского

Судьба не ласкала Иосифа Бродского — одного из величайших поэтов мировой литературы второй половины XX ст. Пятнадцатилетним юношей он начал работать. Был фрезеровщиком, кочегаром, санитаром, надсмотрщиком маяка, коллектором в геологической экспедиции. Шестнадцатилетним попал под надзор КГБ. Трижды был арестован, дважды пережил насильственное психиатрическое обследование. В двадцать два года через давление на «инакомыслящих» в СССР вынужденный … Читать далее

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова характеристика образа Калашникова

Образ купца Калашникова. Героическое начало в поэме связано с образом «смелого купца» Калашникова. В этом образе Лермонтову удалось создать характер, близкий по своим качествам к герою русского эпоса. Сознание личного и социального достоинства, жажда справедливости, мужество, самоотверженность, честность, прямота, отсутствие холопства в отношении к царю — таковы основные черты Калашникова как истинно народного героя. Кирибеевичу, … Читать далее

Мастер и Маргарита характеристика образа Ивана Бездомного

Иван Бездомный — поэт, затем профессор Института истории и философии. В образе персонажа существенно «сказочное» начало. Псевдоним «Бездомный» подражает реальным псевдонимам литераторов 20-х гг.: Бедный, Приблудный, Голодный и т. п.; возможны также аллюзии на поэта А. Безы-менского. В начале романа И. — известный поэт 23 лет, написавший антирелигиозную поэму об Иисусе Христе. На Патриарших прудах … Читать далее

«Дедушка Мазай и зайцы» Некрасова

Творчество Н. А. Некрасова в области детской поэзии было Новым шагом в ее развитии. Великий поэт-демократ создал большой цикл стихотворений для детей, отразив в нем идеи и требования современной ему демократической педагогики и революционно-демократического направления в реалистической литературе того времени. Хорошо понимая значение детского чтения в формировании личности ребенка, ее гражданских качеств, Некрасов адресовал свои … Читать далее

Анализ повести «Детство» Горького М. Ю

Раздумья о судьбах России. Творческие поиски, в результате которых появился роман «Мать», ощутимо сказались на дальнейшем пути писателя. Правда, надуманное прогнозирование жизни было полностью оттеснено вниманием к пестрой отечественной действительности. Началось осмысление реальных истоков, которые породили «разрушенный мир». В феврале 1912 г. Горький писал о России: «Очень пора и надобно ее изучать с корней, имея … Читать далее

Мотивы предвидения в лирике М. Ю. Лермонтова

1. Переплетение поэзии и пророческого дара в традициях мировой культуры. 2. Видение будущего России в стихотворении «Настанет год, России черный год…». 3. Мотивы предчувствия близкой гибели в лирике Лермонтова. Несомненно, что тема предвидения будущего волновала М. Ю. Лермонтова. В романе «Герой нашего времени», в главе «Фаталист», события развиваются таким образом, что, пожалуй, способны убедить в … Читать далее

Метаморфозы характеристика образа Дафны

Дафна. В греческой мифологии существует несколько версий, различным образом связывающих Д. с Аполлоном. Все они так или иначе объясняют происхождение лавра как атрибута Аполлона. Гея сделала Д. своей прорицательницей в Дельфах, которыми владела до Аполлона. Диодор отождествляет Д. с пророчицей Манто, дочерью Тиресия, принесенной в дар Аполлону. Кроме того, Д. была известна как нимфа — … Читать далее

Образ Дон Кихота в романе Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Мигель Сервантес де Сааведра жил в XVII веке. Это время отстоит от нас очень далеко, но его великий роман «Дон Кихот» не теряет своего значения. В этом произведении испанский писатель создал образы, которые важны и интересны не только для Испании, но и для всего мира. Свой великий роман Сервантес писал в самое тяжелое для себя … Читать далее

Жанр и композиция романа «Тихий Дон» Шолохова М. А

Шолохов понимал с самого начала, что пишет не просто роман. Во время работы над «Тихим Доном» его настольной книгой была «Война и мир» Л. Н. Толстого, где органически сочетаются противоположные жанровые принципы: романа, в центре которого стоит человеческая индивидуальность в ее взаимоотношениях с другими, и эпопеи, обращенной к общезначимому, к судьбам целых народов. Предмет эпопеи … Читать далее

Почему не удалось превращение Шарикова в личность, как мечтал доктор Борменталь?

Некоторые исследователи предполагают, что идею сделать главным героем своего произведения умную говорящую собаку Булгаков взял из повести Н. В. Гоголя «Записки сумасшедшего» , где в одной из глав человек изображается с точки зрения собаки. Однако прием описания мира с точки зрения животного встречается и в романе Апулея «Золотой осел» , и в романе Э.-Т.-А. Гофмана … Читать далее

«Мещанство большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя» . . По произведениям В. В. Маяковского

1. Тема мещанства в русской литературе. 2. Мещанство в лирике Маяковского. 3. Любовь и мещанство у Маяковского. 4. Мечта о настоящем подвиге и новой жизни. Тема мещанства, быта, существования людей в повседневной, обыденной жизни интересовала многих русских писателей. Многих авторов, начиная от Пушкина и заканчивая современными писателями, интересовала та «тина мелочей», которая захлестывает человека, часто … Читать далее

Мастер и Маргарита характеристика образа Понтий Пилата

Понтий Пилат — прокуратор Иудеи ; «сын короля-звездочета и дочери мельника красавицы Пилы» — имя героя составлено из имен родителей ; в то же время прозвище «всадник Золотое Копье» актуализирует связь имени с лат. рЦит — копье. Характерная деталь облика П. — «белый плащ с кровавым подбоем», символизирующий неразрывную связь святости и крови. П. — … Читать далее

Графика в тексте М. Ю. Лермонтова

Графика выдвигается в тексте М. Ю. Лермонтова в значимую позицию. Внешняя графическая фактурность текста выявляется в представлении ее графической партитурой. Тексты М. Ю. Лермонтова характеризуются установкой на ощутимость и визуальную значимость графики. Все элементы текста М. Ю. Лермонтова являются перцептивно обусловленными, чувственно заостренными, что способствует созданию острохарактерной фактуры текста, оказывающей сильное воздействие на читателя, «переживающего» … Читать далее

Термин «Натуральная школа» в русской литературе

Условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 40-х гг. 19 в. Термин «Натуральная школа», впервые употребленный Ф. В. Булгариным в пренебрежительной характеристике творчества молодых последователей Н. В. Гоголя, был утвержден в литературно-критическом обиходе В. Г. Белинским, который полемически переосмыслил его значение: «натуральное», т. е. безыскусственное, строго правдивое изображение действительности. Мысль о существовании … Читать далее

Как в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» доказано утверждение: «трусость — самый страшный порок»?

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» потрясает своей глубиной и всеохватностью. Сатирические главы, в которых свита Воланда морочит московских обывателей, мешаются в романе с лирическими главами, посвященными Мастеру и Маргарите. Фантастическое в романе выглядывает из-за повседневного, по улицам Москвы разгуливает нечисть, прекрасная Маргарита превращается в ведьму, а администратор Варьете становится вампиром. Необычна и композиция … Читать далее

Камило Хосе Села

Камило Хосе Села дебютировал в литературе романом «Семья Паскуаля Дуарте», который, собственно, и положил начало тремендизму. Книга представляет собой по форме исповедь находящегося в тюрьме в ожидании казни преступника, за плечами которого несколько убийств. Паскуаль Дуарте, каким он предстает перед читателем в своей исповеди перед казнью, по природе вовсе не преступник. Напротив, ему не чужды … Читать далее

Жанровые особенности романов Достоевского

Понимание Достоевским сущности искусства было причиной создания особых форм реалистического творчества. Произведения Достоевского — свидетельство того, что он объединял в себе как писатель силу гениального психолога, интеллектуальную глубину мыслителя и страстность публициста. В произведениях писателя реалистические сцены страданий объединяются с философской символикой, публицистические газетные факты — с фантастикой, логические абстрагированные категории — с интуитивными элементами. … Читать далее

Особое эстетическое переживание в элегиях Жуковского

Элегическое творчество Жуковского создало особый эстетический мир, главный отличительный признак которого — меланхолия. Меланхолия — это нравственно-эстетическое восприятие действительности, нравственно-эстетическая оценка. Меланхолия не отождествляется ни с красотой, ни с трагическим, ни с возвышенным, ни с романтическим — эстетическими категориями, к которым поэт весьма внимателен и чуток. Меланхолия — особое эстетическое переживание, продиктованное нравственной позицией человека. … Читать далее

Нравственные проблемы в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»

1. В чем суть пьесы Островского? 2. Знакомство с героиней. 3. Нравственный облик купцов. 4. Трагедия героини. Суть драматического произведения А. Н. Островского «Бесприданница» состоит в том, чтобы показать противоречия окружающей действительности через судьбы героев. Писатель, проникая в быт описываемых сословий, изображает своих героев в действии, выявляя их характерные черты. Главная тема произведения Островского — … Читать далее

Мечта о хорошей жизни в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

В пору переломную в жизни страны, когда пошатнулись многие ее казавшиеся крепкими устои, в том числе и устои самого народного сознания, извечные эти вопросы и загадки представали как дело сегодняшнего бытия, требовали немедленных решений. Так, все в поэме — в ее образах, языке, стихе — представало как выражение вечного в сегодняшнем, очень обобщенного в очень … Читать далее

Тема греха и покаяния в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Энциклопедия русской жизни»

Я знаю, что я подвержен погрешностям и Часто ошибаюсь, и не буду на того сердиться, Кто захочет меня в таких случаях остерегать И показывать мне мои ошибки. Петр I Великий «Евгений Онегин» — вершина творчества А. С. Пушкина. В своей восьмой статье «Евгений Онегин» В. Г. Белинский писал: «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое … Читать далее

Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и Маргарита Булгаков М. А

Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» В 1921 году в стихотворении «О дряни» В. В. Маяковский писал о современной ему действительности: Утихомирились бури революционных лон. Подернулась тиной советская мешанина. И вылезло Из-за спины РСФСР Мурло Мещанина. В начале двадцатых годов на сцене театра жизни вновь появился знакомый персонаж — обыватель. … Читать далее

Учитель в памяти моей

Все дороги — от школьного порога. Начало всех профессий — в школьном классе. Ключ ко всем духовным богатствам мира — у него, школьного наставника. Так как он — учитель, повел нас в мир знаний, помог избрать из тысяч свою дорогу в жизни, научил не только премудростям школьных предметов, а и самой сложной из наук — … Читать далее

Фауст и Рафаэль: странствования в поисках прекрасного

Сочинение по произведению «Фауст». «Фауст» — один из главнейших произведений не только немецкого философа Гете. «Фауст» есть один из важнейших произведений мировой литературы. Проблема этого произведения — проблема единства идеала и реальной жизни — для людей и стала отправной точкой раздумий над судьбой мира, общества. Герой Гете, ученый Фауст, ищет счастье в мире земных страстей … Читать далее

Герои ранних рассказов М. Горького

Максим Горький вошел в русскую литературу в 90-х годах XIX века, сразу же вызвав большой интерес у читателей. Современники с изумле­нием писали, что народ России, не знавший Лермонтова, Достоевского, мало знавший Пушкина и Гоголя, больше других, но только кусочками знавший Толстого, знает Максима Горького. Правда, в этой сентенции был и не­который налет сенсационности. Людей из … Читать далее

Идейно-художественное своеобразие поэмы «Цыганы» Пушкина А. С

Пафос и основное идейное содержание поэмы находится в той же плоскости, что и поэмы «Бахчисарайский фонтан». Однако герой поэмы «Цыгане» — это уже несколько иная модификация героя-индивидуалиста. Если сравнивать героев Пушкина с классическими романтическими героями, то Гирея вполне можно сравнить с героем байроновского «Корсара», а Алеко с центральным персонажем «Паломничества Чайльд Гарольда»). Алеко удаляется от … Читать далее

Как я понимаю слова А. П. Чехова «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования»

1. Чехов — «обличитель пошлости и мещанства». 2. Пошлость человеческого существования — идейная основа произведений Чехова. 3. Эволюция темы в творчестве писателя. Мне страшна главным образом обыденщина, от которой никто из нас не может спрягаться. А. П. Чехов Слова, приведенные в эпиграфе, произносит один из героев А. П. Чехова, но и сам автор мог бы … Читать далее

Советский период творчества Маяковского В. В

Революция, поэтом которой считал себя Маяковский, победила. Отныне его лира должна была служить только ей. Пафос поэзии Маяковского этих лет — оптимизм и героика, основная тема — борьба за утверждение нового общества. Маяковский считает важной любую работу: делает лозунги и плакаты для окон РОСТА, рекламирует новые советские товары и пишет агитки: «Каждый прогул — / … Читать далее

Проблема национального характера в творчестве Лескова

Если все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью в этом качестве, то Лесков был «причислен» к классикам лишь во второй половине нашего столетия, хотя особое мастерство языка Лескова было бесспорно, о нем говорили не только поклонники его таланта, но отмечали даже его недоброжелатели. Лескова отличало умение … Читать далее

Айвенго характеристика образа Айвенго

Айвенго — благородный молодой рыцарь, сын Седрика Сакса, саксонского дворянина. Участник III крестового похода, друг и сподвижник короля Ричарда Львиное Сердце, в свите которого прибыл в Палестину. До этого был изгнан отцом из дома и лишен наследства — за то, что посмел влюбиться в воспитанницу Седрика леди Ровену, которую тот прочил в жены Ательстану, последнему … Читать далее

Краткая хроника жизни и творчества Твардовского А. Т

1910 г., 8 июня. Родился на хуторе пустоши Столпово Починковской волости Смоленской губернии в семье кузнеца Трифона Гордеевича и Марии Митрофановны Твардовских. 1919-1924 гг. Учится в Ляховской сельской школе и в девятилетней школе в Белом Холме; школу не окончил. 1925 г. Первая публикация: стихотворение «Новая изба» в газете «Смоленская деревня». 1928 г. Переезжает в Смоленск. … Читать далее

Стихотворение «Silentium!»; Стихотворения Тютчев Ф. И

Стихотворение «Silentium!» Вселенная в стихотворениях Федора Ивановича Тютчева — это бездна, в которой человек потерян и разбит о громаду этого мира, беззащитный и слепой. Но каждая душа — сама по себе Вселенная, сама по себе пропасть чувств и мыслей. «Молчание!» — провозглашает поэт над бездной Мира. Таи свою вселенную в себе. Не допусти в нее … Читать далее

Революция литературная или социальная?

Результатом революционных боев в Германии стали «свержение монархии, ликвидация княжеской власти в отдельных государствах, создание буржуазной парламентской республики, образование советов депутатов и завоевание демократических прав и свобод» 50, однако отношение к этим историческим событиям было весьма различным. Будучи напуганными революцией, литераторы, вдохновлявшие германский милитаризм и империалистическую экспансию, предпочитали пока отмалчиваться. Однако вскоре они нашли опору … Читать далее

История Нью-Йорка характеристика образа Дидриха Никербокера

Никербокер Дидрих — условный повествователь, от лица которого ведется также рассказ в новеллах «Рип Ван Винкль», «Легенда о Сонной Ложбине», «Дом с привидениями». Осенью 1809 г. в нью-йоркской газете «Ивнинг пост» появилась заметка о «маленьком пожилом господине, одетом в поношенный черный камзол и треугольную шляпу, по имени Никербокер». «Так как есть подозрение, что он не … Читать далее

Художественная проза А. Солженицына: проблематика, поэтика, особенности организации повествования

Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Но в то же время, именно в таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский национальный характер. Народ сохраняет силу духа и нравственные идеалы — в этом его величие. Нужно заметить, что герои Солженицына сочетают в себе … Читать далее

«Записки из Мертвого дома» повесть о каторге

В жанровой поэтике «Записок» много отступлений от поэтики повести. Основное содержание произведения раскрывается в постоянных и бесчисленных отступлениях от фабулы, значение которой ослаблено. Ее можно выделить лишь условно — как острожную судьбу Горянчикова. Собственно, таков был замысел — показать каторгу в наиболее типических проявлениях. Его результатом был перенос повествовательного интереса с судьбы и личности главного … Читать далее

Великая Отечественная война в творчестве Ахматовой А. А

Война застала Ахматову в Ленинграде. В августе и сентябре, уже во время блокады, она оставалась в городе. Поэтесса Ольга Берггольц вспоминала: «С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо она несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища…» Тогда же, в сентябре 1941 года, когда … Читать далее