Идейно-тематическое своеобразие поэмы «ДВЕНАДЦАТЬ»
Идейно-тематическое своеобразие. В поэме четко ощущаются два плана: один — конкретный, реальный, вытекающий из непосредственной сути изображенных событий, другой — скрытый, условно-символический, вытекающий из общего восприятия революции как «мирового пожара»;. Начало поэмы вводит читателя в обстановку Петербурга конца 17-го года.
Приметы революционной эпохи воплотились в таких деталях, как плакат «Вся власть Учредительному Собранию!»;, «барыня в каракуле»;, отдельные, отрывочные реплики, как бы доносящиеся до читателя. В основе сюжета поэмы принцип контраста: противопоставление старой и новой жизни. Прошлая жизнь изображается сатирически: Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос. Защитники новой жизни показаны в образе двенадцати красноармейцев, которые готовы к любому развитию событий: Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!
Но этот обобщенный образ имеет трагическую окраску: красноармейцы несут в себе стихийное, неуправляемое начало. Через весь текст поэмы проходят мотивы ветра, вихря, бури — стихийные начала. В финале «Двенадцати»; появляется образ Христа, который, по мнению большинства исследователей творчества А. А. Блока, дает нравственное оправдание революции. К. Чуковский в статье «Александр Блок как человек и поэт»; вспоминает интересный эпизод: «Гумилев сказал, что конец поэмы «Двенадцать»; кажется ему искусственно приклеенным, что внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект. Блок слушал, как всегда, не меняя лица, но по окончании лекции сказал задумчиво и осторожно, словно к чему-то прислушиваясь: — Мне тоже не нравится конец «Двенадцати»;.
Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа.
И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос»;.
Идейно-тематическое своеобразие поэмы «ДВЕНАДЦАТЬ»