Каким образом финал поэмы А. А. Блока «Двенадцать» связан с ее основным содержанием?

Перед тем, как приступить к написанию драматической поэмы «Двенадцать», поэт пребывал в состоянии долгих размышлений, касающихся судьбы Родины. Все мысли нашли свое отражение в творчестве автора, которое пронизывало ощущение неминуемой катастрофы. Финальная глава поэмы содержит описание возникновения образа Христа, что считается необычным приемом в произведении.

Он стал олицетворением темы революции, во время которой совершается убийство женщины.

Правда, нельзя назвать нелогичным и неорганичным появление данного образа. Фигура

Иисуса Христа выступила в качестве гармоничного завершения всей поэмы. Блок при создании этого образа запечатлел идеал всего сущего, пребывающего во Вселенной.

Не важно, есть ли стремление к нему, или оно отсутствует — уничтожить все сущее невозможно.

Отсюда, эпитет «надвьюжная поступь» Христа, выступающий в качестве красноречивого свидетельства бессмертия природы идеала. Поэт представляют «Вьюгу» в роли революции, хотя даже этой силе, сметающей на своем пути все, не дано уничтожить его. Христос шествует впереди своих «апостолов», и «голодный пес», символизирующий «старый» мир,

плетется следом. Не случайным стало подобное расположение персонажей. Автор акцентирует внимание на том, что идеалу характерно всегда идти впереди, при этом не имеет значения, есть в нем нужда, или она абсолютно отсутствует.

Подобное важно при осознании таких вещей. Образ Христа и «кровавый флаг» вовсе не значат, что со стороны Христа дается благословление всему «кровавому» беспределу революции. Символ этот выступает в качестве напоминания о смерти, выступившей в качестве недопустимого явления во время ведения борьбы за Идеал.

Блоком использовался вариант имени Христа, который применялся народом, — «Исус». Автор, таким образом, желает передать сближение этого образа с выходцами из народа. Образ Иисуса в поэме очеловечивается.

Он, спустившись с небес, превращается в языческий символ. «Исус» в таком представлении наиболее близок этим «двенадцати» народным представителям.

Что Блок хотел передать посредством образа-символа Иисуса Христа? Поэт образ Христос воспринимает в качестве нравственного эталона человеческого бытия, наименованного Любовь, то есть, символа будущего, что является оправданием настоящего.




Каким образом финал поэмы А. А. Блока «Двенадцать» связан с ее основным содержанием?