Образование, наука, техника в XVIII веке в России

Образование, наука, техника

Преобразования XVIII в. требовали множества образованных кадров: и для строительства кораблей, и для стрельбы из пушек, и для осуще­ствления чиновничьих функций. Это заставило государство провести масштабные реформы образования.

1. Система органов образования и науки. В XVIII в. в России в резуль­тате реформ наконец возникает система образования: появляются госу-

Дарственные образовательные учреждения на основных уровнях этой системы, доступ в них получают представители различных слоев общества. Помимо

государственных, существуют и продолжают создаваться новые коммерческие учебные заведения.

Этапы развития системы образования в России в XVIII в.:

— при Петре I возникли два элемента системы образования: специаль­ные, или профессиональные, учебные заведения, а также три вида сословных школ в провинции ;

— в эпоху дворцовых переворотов усиливается сословная замкну­тость учебных заведений : создаются дворянские корпуса. В 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова был создан Московский универ­ситет, где могли учиться предста­вители и непривилегированных сословий;

— Екатерина II попыталась соединить обе

тенденции: с одной стороны, в результате школьной реформы 1782-1786 гг. возникло множество народных училищ в провинции, с другой — сохранялась и расширялась дворянская приви­легия на образование.

Таким образом, низший, то есть школьный, или общеобразовательный, уровень системы образования составляли народные школы и училища, среднее специальное образование давали различные профессиональные училища, кадетские корпуса и духовые семинарии, а высшее образова­ние — Московский университет, Академия наук, духовные академии в Москве, Петербурге и Киеве, Горный институт в Петербурге.

Тем не менее уровень образованности российского общества оставался низким: наиболее образованным сословием было дворянство, за ним следовали духовенство, солдаты и население городов. В XVIII в. был сделан важный шаг в развитии образования — доступ к нему нача­ли получать крепостные. Факторы сословности и провинциальности замедляли развитие образования в России.

Вместе с учебными заведениями создается система учебников: «Ариф­метика» Л. Магницкого, «Грамматика» М. Смотрицкого и др.

В XVIII в. возникает отечественная система государственных научных учреждений, включавшая в себя Академию наук и массу учреждений при ней, Московский университет, Россий­скую академию, музеи. Если в эпоху дворцовых переворотов в Академии наук преоб­ладали иностранцы, то во второй половине XVIII в. постепенно растет число русских ученых.

Научно-технические открытия. Становление системы науки и об­разования привело к выдвижению множества ученых и массе научно — технических изобретений. Основные события:

    географические экспедиции Академии наук: две камчатские экспе­диции 1725-1730 и 1733-1743 гг. под руководством В. Беринга, экспедиции в Сибирь, Поволжье, на Урал, Каспий и др.; возникновение российской исторической науки ; открытия в естественных науках и технике.

Отдельно стоят научные открытия и просветительская деятельность М. В. Ломоносова, который был одновременно химиком, физиком, аст­рономом, приборостроителем, географом, а также поэтом и историком.




Образование, наука, техника в XVIII веке в России