Образование, наука, техника в XVIII веке в России
Образование, наука, техника
Преобразования XVIII в. требовали множества образованных кадров: и для строительства кораблей, и для стрельбы из пушек, и для осуществления чиновничьих функций. Это заставило государство провести масштабные реформы образования.
1. Система органов образования и науки. В XVIII в. в России в результате реформ наконец возникает система образования: появляются госу-
Дарственные образовательные учреждения на основных уровнях этой системы, доступ в них получают представители различных слоев общества. Помимо
Этапы развития системы образования в России в XVIII в.:
— при Петре I возникли два элемента системы образования: специальные, или профессиональные, учебные заведения, а также три вида сословных школ в провинции ;
— в эпоху дворцовых переворотов усиливается сословная замкнутость учебных заведений : создаются дворянские корпуса. В 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова был создан Московский университет, где могли учиться представители и непривилегированных сословий;
— Екатерина II попыталась соединить обе
Таким образом, низший, то есть школьный, или общеобразовательный, уровень системы образования составляли народные школы и училища, среднее специальное образование давали различные профессиональные училища, кадетские корпуса и духовые семинарии, а высшее образование — Московский университет, Академия наук, духовные академии в Москве, Петербурге и Киеве, Горный институт в Петербурге.
Тем не менее уровень образованности российского общества оставался низким: наиболее образованным сословием было дворянство, за ним следовали духовенство, солдаты и население городов. В XVIII в. был сделан важный шаг в развитии образования — доступ к нему начали получать крепостные. Факторы сословности и провинциальности замедляли развитие образования в России.
Вместе с учебными заведениями создается система учебников: «Арифметика» Л. Магницкого, «Грамматика» М. Смотрицкого и др.
В XVIII в. возникает отечественная система государственных научных учреждений, включавшая в себя Академию наук и массу учреждений при ней, Московский университет, Российскую академию, музеи. Если в эпоху дворцовых переворотов в Академии наук преобладали иностранцы, то во второй половине XVIII в. постепенно растет число русских ученых.
Научно-технические открытия. Становление системы науки и образования привело к выдвижению множества ученых и массе научно — технических изобретений. Основные события:
- географические экспедиции Академии наук: две камчатские экспедиции 1725-1730 и 1733-1743 гг. под руководством В. Беринга, экспедиции в Сибирь, Поволжье, на Урал, Каспий и др.; возникновение российской исторической науки ; открытия в естественных науках и технике.
Отдельно стоят научные открытия и просветительская деятельность М. В. Ломоносова, который был одновременно химиком, физиком, астрономом, приборостроителем, географом, а также поэтом и историком.
Образование, наука, техника в XVIII веке в России