Однородные члены предложения. Обобщение и систематизация изученного. Урок-соревнование
Цель: завершить формирование умения распознавать ОЧП в предложениях и употреблять необходимые разделительные знаки; воспитывать культуру речи, бережливое отношение ко всему живому; развивать устную и письменную речь.
Оборудование: учебник, опорные таблицы, карточки.
Тип урока: урок-соревнование.
Ход урока.
I. Мотивация учебной деятельности. ОБъявление темы и цели урока.
II. Применение полученных знаний, углубление умений и навыков.
В начале урока ученики класса делятся на две команды. Каждая команда выбирает капитана
Конкурс «Домашняя задача».
Команда 1.
Один член команды делает устное сообщение на тему «Однородные члены предложения» .
Команда 2.
Сообщение на тему «Обобщающие слова при однородных членах предложения».
Ученики другой команды внимательно слушают выступление ученика. Если они заметят неточности или смогут сделать дополнение, то этим самым заработают дополнительные баллы своей команде.
Конкурс «Разминка».
Учитель. Каждая команда сейчас получит карточки с правилами и примерами. За 30 секунд прокомментируйте карточки, которые касаются одного правила, а
Команда 1.
1) Между однородными членами предложения, не связанными союзами, ставится запятая.
2) После обобщающего слова перед первым однородным членом ставим двоеточие.
3) У человека все должно быть прекрасным: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
4) На ярмарке продавали коней, коров, телеги, горшки, миски, платки, юбки, штаны, молотки, ножницы.
Команда 2.
1) Перед союзами и, , или, когда они повторяются и стоят между однородными членами предложения, ставится запятая.
2) Когда обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, перед ним ставится тире.
3) Человечность, красота, народ, Украина — это были любимые темы разговоров Коцюбинского.
3) Она чуткая и теплая, и беспокойство птиц, и тиканье зверей.
Учитель. Назвать как можно больше пословиц и поговорок, где употребляются однородные члены предложения.
III. Грамматический конкурс.
Объяснить разделительные знаки.
Команда 1.
Шумит, и шепчет, и беспокоит неверный дождь из-за уголка. Завод и поле, село и город слились в единую песню чистую.
Команда 2.
Со стороны острова доносится тихое пение, и музыка, и неугомонный грохот зеленого ряда.
Крик и гук, хохот и шутки стоят над рекой.
IV. Обобщение.
Команда 1.
Обобщить ряды ОЧ П общим словом. . Кувшин, ковш, бокал, кружка, миска — это… Гончар, кузнец, корзинщик, ложечник, тележник — это… Кожух, свита, рубашка, юбка, платье — это…
Борщ, галушки, капустник, похлебка — это… Сани, лодка, коляска, подвода — это… Источник, озеро, река, ставок — это…
Команда 2.
Дополнить каждое предложение однородными членами.
В лесу растут дубы…
Густым цветом укрылись вишни…
На столе лежали книги…
В лесах… зазеленели травы.
Пахло мятой…
Тарас поймал щуку…
V. Закрепление изученного.
Каким правилам отвечают эти схемы? Сформулируйте правила.
Команда 1.
1. УС: ОБ, ОБ, О.
2. УС, а именно: ОБ, ОБ, О.
Команда 2.
1. В, ОБ, ОБ — УС.
2. УС: ОБ, ОБ, О…
VI. Творческая задача.
Напишите произведение-миниатюру. Выясните, на какую тему можно написать произведение, используя данные слова. Сформулируйте тему и напишите произведение, употребляя ОЧП.
Поле, ветер, долина, вода, калина, девушка, соловей, жизнь, небо, солнышко, молния, дети, любовь, гнездо, садок, рубашка, песня, Украина, веселость, радость.
VII. Конкурс капитанов.
Дайте ответы на вопросы.
1-й капитан.
1. Какие члены предложения называют однородными?
2. Какими частями речи они выражаются?
3. Какую синтаксическую роль выполняют?
4. Как различаются однородные и неоднородные определения?
5. Какие союзы используются для объединения ОЧП?
2-й капитан.
1. В каких случаях ставится запятая при ОЧП?
2. Какая интонация характерна для них?
3. С какой целью используются ОС при ОЧП?
4. Какие разделительные знаки употребляются при них и в каких случаях?
5. Какая интонация присуща им?
VIII. ДОполнительный конкурс.
1. Решить языковую задачу-шутку. Кто что изучает?
«Все вещества доказывают: ученые состоят из атомов; — такое предложение написал тот самый шутник.
Как необходимо правильно поставить разделительные знаки в этом предложении, чтобы ученые занимались изучением веществ, а не наоборот? Как изменится значение предложений в зависимости от пунктуации? Какое грамматическое доказательство этой задачи? .
2. Составить диалог, используя однородные члены предложения.
IX. Итог урока-соревнования. ОЦенка работы команд и класса.
Х. Домашняя задача.
Подготовиться к тематическому оцениванию — повторить тему «Однородные члены предложения».
Однородные члены предложения. Обобщение и систематизация изученного. Урок-соревнование