Окончание поэмы Милтона «Утраченный рай»

В восьмой книге Адам спрашивает Рафаила о строении Вселенной, о небесных телах и их движении. Несомненно, в ответе Рафаила просматриваются элементы спора ученых, приверженцев коперниковой и птолемеивской систем. Потом Адам повествует Рафаилу о таинствах своего создания и о беседе с Богом, в которой прославляет его действие и просит создать ему подругу для духовного общения, поскольку «согласие непрочное там, где есть неровность». Рафаил и Адам обсуждают вопросы любви и секса и доходят вывода, что высокая любовь и духовная близость дарят

истинное счастье.

Адам и Рафаил прощаются друг с другом, почти как равные. Рафаил будто извиняется перед Адамом, которому нужно прекращать беседу и поворачиваться, а Адам высказывает ему признательность за кротость и благосклонность.

Девятая книга снова начинается отступлением о трагическом характере сказа, потом Мильтон упоминает Гомера и Вергилия. Сатана втайне проникает в Эдем и прячется в теле Змея. Адам и Ева спорят о том, что нужно работать отдельно, тогда они больше успеют сделать. Ева особенно настаивает на этом, и Адам соглашается. Змей обольщает Еву своим языком, предварительно стараясь привлечь

ее внимание необычно красивой игрой своего тела.

Попробовав плод из дерева познания, Ева раздумывает о неровности, которая разделяет ее с Адамом, и решает, что Адам должен разделить с ней и счастье, и беду. Жизнь без него — не жизнь. Сцена Евы и Адама после того, как Ева попробовала запрещенный плод, — одна из сильнейших в поэме, поскольку передает сложную гамму чувств и переживаний грешницы, ее вину, которую она ощущает, но старается угодливо подать Адамове, ее наивные доказательства о безвредности плода.

Какой-то миг их разговор ведется на равных, и тогда Ева и Адам прибегают к взаимным обвинениям.

В десятой книге автор рассказывает о следствиях грехопадения. Бог посылает своего Сына осудить ослушников. Грех и Смерть, которые сидели возле ворота Рая, прокладывают путь от Ада до новообразованного мира человека. Сатана поворачивается в Ад и хвастливо заявляет о своей победе. Но Сатана и его соучастники преобразованы на змеев.

Адам и Ева грустят через свой грех и решают молитвами и исповедью перед Бог просить у него прощение.

В одиннадцатой книге говорится, как Бог-Сын просит за покаянных Адама и Єву перед Отцом. Тот прорицает им изгнание из Рая и посылает архангела Михаила исполнить его волю. Михаил сообщает Адамови и Єви об изгнании их из Рая и рассказывает Адамови о смерти, которая может бывать в разных подобизнах, а потом говорит о будущем, о сынах, одном из которых убьет брата.

Излагая историю человечества, Михаил вселяет у Адама веру в величие Господа и его действий, говорит о новом поколении праведников.

В двенадцатой книге речь идет о событиях, изложенных в Новом Завещании: о заявлении Мессии, воплощение, смерть, воскресение и вознесение Сына Божьего, о залоге церкви, ее криза к его второму пришествию. Ева, которая спала во время рассказа, под влиянием приятных сновидений просыпается покорной и спокойной. Отступление в рассказе передает в образе Михаила, который уподобляется к путешественнику, который в полдень присел отдохнуть, хотя ему не терпится быстрее отправиться дальше. Он понимает, что Адам не может сразу постичь все — прошлое и настоящее, погибшее и воскресшее. Просветленность — залог, который характеризует всех участников последней сцены.

Адам и Ева оставляют Рай с сожалением, но умудренные опытом и необходимостью быть покорными, страдать за правду и довериться Всевышнему, ни на миг, не сомневаясь в вере: «для верующих смерть — будто ворота у жизнь».

Эпическая поэма Мильтона удостоверила его достойным мастерством психолога, мастера в раскрытии внутреннего мира героев, эволюции их взглядов на мир, человека, Вселенной. В ней объединяются лучшие образцы разных жанров — философской, религиозной, ученой поэзии. Наличие разнородных пластов рассказа, роль рассказчика, который вмешивается как, яркая, иногда химерическая пышная образность в стиле рококо, почти жесткая чеканенная острая структура гравюры.

Взаимосвязь драматических отрывков делают эту поэму памяткой литературных стилей эпохи, ее важнейшим документом, ведь в поэме Мильтона можно увидеть религиозные, политические, научные диспуты, автобиографические мотивы, все сложные и противоречивые лица человека XVII ст., свидетели грандиозных, воистину библейских за мерилом катаклизмов.




Окончание поэмы Милтона «Утраченный рай»