По картине Баулина храм Покрова на Нерли

У каждого времени свои песни. У каждого времени свои храмы. Образ Мира, который всегда несет в себе храм, менялся вместе с изменениями в человеке и в политической обстановке, в которой он жил. В данной работе я хотела бы проследить за этими изменениями, сравнивая два храма.

Выявить их конструктивные сходства и различия.

Церковь Покрова на Нерли по преданию была построена в память о погибшем сыне Андрея Боголюбского — Изяславе, в 1165 году.

Освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века, по инициативе

князя. Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси. Находится она в полутора километрах от Боголюбова, где находилась резиденция князя Андрея, в очень живописном месте, на рукотворном холме, в месте слияния Нерли и Клязьмы.

Архитекторы неизвестны. По одним данным, строили церковь заезжие галичане. По другим — Андрей приглашал немецких мастеров.

По форме несколько вытянут. В плане представляет собой ровный квадрат, с четырьмя столбами в центре, поддерживающими свод. Церковь невелика и удивительно гармонична. Фасады ее одинаковы, что говорит о компактности мышления Владимиро-Суздальцев.

Аркатурно-колончатый

пояс, опоясывающий стены храма с трех сторон, зрительно разделяет фасады на два яруса, скрывая при этом отлив — перепад кладки, вызванный строительством второго этажа, предназначенного для хоров — небольшого балкона, на котором молился князь со своей семьей и приближенными. С запада, севера и юга устроены входы с перспективными порталами. Им вторит обильная профилировка закомар и арочек аркатурного пояса.

Все выразительные средства направлены на создание легкости и устремленности вверх. В то же время, горизонтальные линии придают устойчивость, не позволяют храму «взлететь».

Стены храма разделяются полуколоннами на три части. Капители, трапециевидной формой, орнаментацией, мотивы которой составляют акантовые листья и другие сфантазированные формы растительного царства, напоминают Византийские. В закомарах прясел — резные рельефы, с изображением псалмопевца Давида, играющего на струнном инструменте, женских масок, львов, грифонов, птиц.

Декору храма, естественно, присущ символизм, который присущ всему средневековому искусству.

Обращаясь к этимологии можно подтвердить вышесказанные слова. Храм, в переводе с церковнославянского означает хоромы, покои. Собор же — собрание.

Поэтому и основная часть вытянуто. Предназначалось в первую очередь для всеобщей молитвы братии. Молитвы о Руси, о судьбе народа.

Кроме того, Москва является преемницей Владимиро-Суздальского зодчества. Следовательно, существует много общих моментов, таких как конструкция, материал, идея. Но, московские мастера будто «играют» с Владимирским наследием, изменяя, привнося свое.

Так, например, главная идея данных памятников — дать движение вверх — достигается разными средствами. В храме Покрова — в первую очередь, декоративно, при помощи большого количества вертикальных линий.




По картине Баулина храм Покрова на Нерли