Природа это чудесный и необъятный храм

Как и в реальной действительности, поэтическом мире Есенина время и пространство связаны с движением. Есенинская метафора бывает и именной и глагольной, каждая из которых в свою очередь подразделяется на не олицетворяющуюся и олицетворяющуюся. Именная не олицетворяющая: «снег черемухи» — цветы и олицетворяющая: «желтый лик» — диск месяца, глагольная не олицетворяющая: «сокроюсь могилой» — умру и олицетворяющая: «колокола заплакали» — зазвонили. Таким образом, существительное является основой есенинской метафоры,

а олицетворения и сравнения «держатся» на глаголе. Есенинское олицетворение наряду с общими для метафоры и сравнения формами имеет и свои специфические. Например, эпитет иногда выступает в форме наречия или краткого прилагательного. Есенинская метафоричность становится более «скрытой».

Самые, казалось бы, простые слова метафоризуются и даже символизуются, неся в себе дополнительный художественный смысл, полученный в контексте есенинского творчества. В стихотворении «Поет зима — аукает.» умело и со вкусом использованы антропоморфные метафоры и сравнения. Зима «аукает» и «поет»,

«баюкает» мохнатый лес, «метелица ковром шелковым стелится», а вьюга ревет и злится. — Дремлет лес под сказку сна. — Поет зима — аукает, — Мохнатый лес баюкает. — А по двору метелица — Ковром шелковым стелится. — Улыбнулись сонные березки, — Растрепали шелковые косы. В ранних стихах Есенина есть немало привычных слуху метафор, созвучий и других элементов поэтического орнамента, а вместе с тем порой удачно найденные слова, аллитерации придают простому сопоставлению, образу какую — то первозданность.

Например: — Сонный сторож стучит — Мертвой колотушкой. В сочетании эти эпитеты усиливают и создают эффект деревенской умиротворенной тишины. В стихотворении «Микола» интонация «сказочно — волшебная». Создавая свой сказочный мир, поэт находит новые метафоры и эпитеты. — Кружевом лес украшен, — Ели словно купина, — По лощинам черных пашен — — Пряжа выснежного льна. — Злые скорби, злое горе — Даль холодная впила; — Загораются, как зори,- В синем небе купола. — Под березкою — невестой, — За сухим посошняком, — Утирается берестой, — Словно мягким рушником. Былинную тональность «Песни о Евпатии Коловрате» усиливают метафоры, для которых материалом служит не только земная природа, но и тела «небесные»: звезды — ласточки загадывают «думу — полымя», называя месяц «желтым ягнищем», советуют ему не «бодаться» с тучами.

А сам месяц находится на «привязи» и на землю «кровью кашляет», видя, как татары льют реки крови. — Как взглянули звезды — ласточки, — Загадали думу — полымя: — Чтой — то Русь захолынулася, — Аль не слышит лязгу бранного? — Щебетнули звезды месяцу: — «Ой ты, желтое ягнятище! — Ты не лени траву небесную, — Перестань бодаться с тучами». — Как взглянул тут меся с привязи, — А ин жвачка зубы вытерпла, — Поперхнулся с перепужины — И на землю кровью кашлянул. Для поэта природа — это чудесный и необъятный храм, в котором все прекрасно. Любовь к земле, к лугам и травам, лесам и озерам проникнуты строки стихов. В них звучат задушевные мелодии, как бы передающие дыхание самой природы: порывы ветра, шепот листьев, пение птиц. Уже в самых ранних стихотворениях природа для Есенина не застывший пейзажный фон: она вся в движении, в обновлении, в гармоническом единении с человеком.

Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных изысканий Есенина.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Природа это чудесный и необъятный храм