Гончар. «Собор»
Какие актуальные проблемы современности подняты в произведении? Раскройте на конкретных примерах из романа взаимосвязь между углублением экологического кризиса и разрушением духовного здоровья человека. Как вы понимаете слова: «Соборы душ своих берегите, друзья!»?
Какие нравственные и эстетические ценности утверждает автор в произведении? Раскройте основной конфликтпроизведения — противоборство сил созидания и разрушения, гармонии и хаоса, мастерства и браконьерства. Приведите примеры использования приема контрастав обрисовке героев произведения, в построении системы образов. Покажите роль образастаринного казацкого соборав сюжетной организации романа, в характеристике героев произведения, в раскрытии идейного замысла.
Докажите, что образ собора многозначен. Приведите примеры соединения конкретного и обобщенного планов, сочетания строго реалистического изображения жизни и повышенной красочности, метафоричности стиля. Сделайте вывод об особенностях языка и стиля произведения.
Дайджест:
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по ШолоховуЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Сопоставьте роман М. Шолохова «Тихий Дон» с известными вам произведениями 20-х годов о гражданской войне. В чем, на ваш взгляд, проявляется своеобразие шолоховского видения мира и человека? Какую роль играют женские образы в романе «Тихий Дон»? Расскажите подробнее об одной из героинь произведения. Покажите, какое отношение имеет этот персонаж к судьбам ... Читать далее...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по произведению Распутина «Живи и помниВ. Распутин. «Живи и помни» Объясните причину обращения писателя, который не был участником войны, к военным событиям. Что нового вносит В. Распутин в решение этой темы? Есть ли в произведении батальные сцены? Покажите, как избранный материал помогает в решении нравственных и философских проблем. В чем суть преступления Гуськова? Какие мотивы выдвигает Андрей в свое оправдание ... Читать далее...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по произведению Бондарева «Берег»Ю. Бондарев. «Берег» Объясните особенности построенияпроизведения. Почему часть, посвященная войне, занимает в романе центральное положение? Объясните смысл ее заглавия. Можно ли рассматривать роман по частям или он представляет собой единое, связанное по определенным законам целое? Какова взаимосвязь между частями произведения? Какие важные социально-политические, идеологические, философские проблемы решает Ю. Бондарев? Как соотносятся между собой конфликты прошлого ... Читать далее...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по ТвардовскомуПрочитайте поэму «Василий Теркин». Назовите известные вам поэмы военных лет. Какие принципы изображения героев и событий использовались в них? В чем состоит отличие поэмы А. Твардовского? Докажите, что поэма «Василий Теркин» — эпос Великой Отечественной войны. Какие эпизоды войны изображаются в произведении? Раскройте смысл авторского определения «война-работа». Проанализируйте главы «Перед боем», «Бой в болоте», «Переправа», ... Читать далее...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по произведению Быкова «Сотников»В. Быков. «Сотников» Почему в центре внимания В. Быкова находится ограниченное число персонажей? Что дает пограничная ситуация для исследования характера? Определите основные этапы развития сюжета. Можно ли сказать, что будущее Рыбака ясно с самого начала? Какое отношение к Сотникову и Рыбаку складывается на основании первых эпизодов? Как ведут себя Сотников и Рыбак по мере усиления ... Читать далее...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по БунинуЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Прочитайте рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг» и «Ночной разговор» И. А. Бунина». Сравните изображение крестьян в этих произведениях. Обратите внимание на характер и роль пейзажа, особенности портрета, композиции, функции рассказчика. Объясните причину обращения к жанровой форме очерка. Сделайте вывод о том новом, что внес И. А. Бунин в художественное изображение ... Читать далее...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по Айтматову «Белый пароход»Айтматов. «Белый пароход» Расскажите о жизни мальчика на лесном кордоне. Какую роль сыграл в его становлении старик Момун? Покажите, как соотносятся в жизни мальчика реальность и сказка. Раскройте многозначность образа Рогатой матери-оленихи. Как связан в произведении сюжет этого древнего мифа с развернувшимися на кордоне событиями? Как способствует обращение к мифуфилософскому углублению содержания? Охарактеризуйте основной конфликтпроизведения. ... Читать далее...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по БулгаковуЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Своеобразие композиции романа «Мастер и Маргарита». Роль библейских глав в романе. Как они связаны с современными? В чем своеобразие булгаковской трактовки библейских образов? О чем спорят герои в 1-й главе романа? Проанализируйте подробно 2-ю главу произведения. Какие философские проблемы решаются в ней? Почему мастер заслужил «покой», а не «свет»? Это награда ... Читать далее...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по А. Н. ТолстомуЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Подготовьте тезисы к устному ответу на вопрос «Петр Первый» А. Н. Толстого как исторический роман». Составьте план ответа на вопрос «Сторонники петровских преобразований в романе». Подумайте, какие социальные группы поддерживают Петра? Что привлекает их в его преобразовательной деятельности? Как характеризует Петра умение «обрастать» талантливыми людьми? Подберите примеры, показывающие отношение Петра I ... Читать далее...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по теме РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ 20-х ГОДОВЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ По словарю литературоведческих терминов выпишите определения понятий «трагедия», «катарсис». На примере одного-двух произведений покажите, что трагедийное начало было свойственно литературе 20-х годов о революции и гражданской войне. Подготовьте ответ на вопрос «Человек и история в литературе 20-х годов». Обратите внимание на следующие аспекты: — острота исторических и нравственных конфликтов; — нравственно-этическая ... Читать далее...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по МаяковскомуПодготовьте ответ на вопрос: «Новаторство В. Маяковского». Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского: традиции и новаторство. Для ответа на этот вопрос выучите наизусть одно стихотворение поэта и, дав общий обзор темы, проанализируйте это стихотворение подробно, определяя особенности лексики, образной системы, стиха, рифм. Сатира Маяковского: темы, жанры, приемы сатиры. Выучите одно стихотворение наизусть и подробно ... Читать далее...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по теме ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Составьте план-конспект главы «Литература русского зарубежья». Обратите особое внимание на смысл понятия «миссия русской эмиграции», на характеристику основных этапов становления и развития русской литературы за рубежом, ее ведущие жанры. «Что такое русская литература XX века, на это не может в отдельности ответить ни зарубежье, ни СССР», — писал в 70-е годы ... Читать далее...
- Сочинение: Изображение народа в романе «Петр Первый»Изображение народа в романе «Петр Первый». Докажите, что не только жизнь и деятельность Петра, но и судьба народа находится в центре внимания писателя. Как показана в произведении крепостническая действительность? Сравните описание жизни крестьян в имении Волкова в годы правления Софьи и в имении Буйносова в период царствования Петра. Изменилось ли что-нибудь в судьбе крестьян? Как ... Читать далее...
- Темы сочинений по творчеству И. А. ГончароваОбломов и Штольц I. Принцип антитезы — характерная черта романов И. А. Гончарова: 1) каждая историческая эпоха рождает «новых людей» и сохраняет традиции в личностях, хранящих прошлое; 2) в романах Гончарова сопоставляются нерешительные личности с характерами редними и деятельными: Петр Адуев — Александр Адуев, Штольц — Обломов, Райский — Волохов. П. Штольц — антипод Обломова: ... Читать далее...
- Почему Евстигнеева считает сюжет поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» новаторским?Почему Л. А. Евстигнеева считает сюжет поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» новаторским? Продумывая концепцию сочинения, вспомните, что главным источником сюжета поэмы являются факты современной автору действительности, но глубина и широта содержания произведения выходят за рамки сюжетной схемы. Охарактеризуйте порядок расположения частей поэмы, отметьте отсутствие в литературоведении единого взгляда на эту проблему. ... Читать далее...
- Примерные темы выпускных сочинений по направлениямПредлагаем вам примерные темы выпускных сочинений по направлениям. Готовы выслушать Ваши предложения по дополнению списка. 1.Время: Проблемы века Время поиска Время рассказать о человеке. Человек и время Общество и эпоха Время мужания Время испытаний Пора взросления Время, вперед! Герой и. нашего времени «О времена, о нравы!» Марк Туллий Цицерон. История — ключ к пониманию народа ... Читать далее...
- ТЕМЫ сочинений ГИА 2014 года По сборнику И. П. ЦыбулькоТЕМЫ сочинений ГИА 2014 года По сборнику И. П. Цыбулько. Тест 1 «Союзы, будучи служебными словами, то есть не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетаний, остаются все же словами, то есть имеют не только форму, но и значение». И. Г. Милославский Тест 2 «Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное значение их — ... Читать далее...
- Темы сочинений и рефератов по лирике А. К. Толстого1. Тематика и проблематика лирики А. К. Толстого. 2. Тема России в лирике А. К. Толстого. 3. Пейзажная лирика А. К. Толстого. 4. Художественное своеобразие любовной лирики А. К. Толстого. 5. Идеи и образы стихотворения А. К. Толстого «Колокольчики мои…». 6. Былинная традиция и «былинные» стихотворения А. К. Толстого. 7. Поэтические особенности изображения исторических личностей ... Читать далее...
- Планы, темы сочинений и ответы по литературе средневековьяКультуру, какого столетия заведены называть средневековой? Хронологическими границами средневековье заведено считать период от распада Римской империи в V столетии к падению Византии в XV столетии. Некоторые ученые делят этот этап на несколько периодов: раннее средневековье, среднее средневековье и Возрождение. Какие исторические предпосылки возникновения новой средневековой культуры? Средние века ознаменовались переходом от рабовладельческих государств к феодальным ... Читать далее...
- Темы сочинений и рефератов по комедиям Островского1. Смех как средство выражения позиции автора в комедиях Островского. 2. Нравственная проблематика комедии «Свои люди — сочтемся». 3. «Недоросль» Фонвизина и «Свои люди — сочтемся» Островского — художественный строй сатирической и бытовой комедии. 4. Трагические характеры и ситуации в комедиях Островского. 5. Как в пьесах Островского раскрывается природа самодурства? 6. Катерина и Кабаниха в ... Читать далее...
- ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО Рассказу «Судьба человека»Рассказ «Судьба человека» . Обратите внимание на дату публикации произведения. Что вам известно об отношении к людям, попавшим в плен, в годы войны и после нее? Отметьте, что Шолохов одним из первых открыл эту тему в литературе, показав нравственное сопротивление людей, оказавшихся в плену. Композиция произведения. Какие основные части можно выделить в рассказе? Кто является ... Читать далее...
- ТЕМЫ сочинений ГИА 2014 года По сборнику Н. А. СенинойТест 1 «Литераторы часто используют обращения, которые отражают свойственные разговорной речи интонации нежности, участия» И. Б. Голуб Тест 2 «Вводные слова и словосочетания, выражающие эмоциональную оценку сообщения, придают речи экспрессивную окраску и поэтому часто употребляются в живом общении людей и в художественных произведениях». И. Б. Голуб Тест 3 «Изобразительные эпитеты живо и наглядно рисуют предметы ... Читать далее...
- ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РОМАНУ «ТИХИЙ ДОН»ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РОМАНУ «ТИХИЙ ДОН» Перечитайте первые страницы романа. Почему действие произведения начинается и заканчивается возле мелеховского двора, на высоком донском берегу? Какую роль играют дом, семья в жизни героев романа? Обратите внимание, в какие моменты своей жизни уходит и возвращается домой Григорий Мелехов. Почему герои произведения сгруппированы по семьям? Можно ли ... Читать далее...
- Каковы основные темы творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина?Через все творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина проходят три основные темы: социальное неравенство в России, нравственно-психологическая деградация дворянства, народ и буржуазная интеллигенция. Эти темы раскрыты соответственно в «Губернских очерках», «Помпадурах и помпадуршах», «Истории одного города», «Господах Головлевых». Все эти темы находят отражение и в «Сказках». Какая деталь в «Сказке о том, как один мужик двух генералов ... Читать далее...
- Темы-цитаты возможных выпускных сочиненийТемы-цитаты возможных выпускных сочинений Исключая темы по творчеству М. Ю. Лермонтова. И руки тянутся к перу, Перо — к бумаге. А. С. Пушкин 2.Вопросы, заданные человечеству войной «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» А. С. Пушкин. . «Подвиг не рождается сразу. Для этого… нужно щедрую душу иметь » Г. А. Медынский. ... Читать далее...
- В каких произведениях русской литературы гидронимы становится частью пейзажа и в чем соотносятся они с вариантом Горького?В каких произведениях русской литературы гидронимы становится частью пейзажа и в чем соотносятся они с вариантом А. М. Горького? Формируя концепцию суждения на предложенную тему, покажите, что литературные истоки изображения гидронимов уходят своими корнями в древнерусскую литературу. Вспомните, что реки в «Слове о полку Игореве» предстают как реально-географические и условно-мифологические пространства. Отметьте, что водная стихия ... Читать далее...
- Советы по написанию сочинений в 9-ом классеДевятый класс — наиболее ответственный и трудный этап школьного курса литературы. Переход от уроков литературного чтения к изучению систематического курса литературы на основе художественно-исторических принципов требует качественно нового отношения школьников к изящной словесности. Девятиклассники находятся в сложном залоге перехода от преимущественно моральной оценки литературных произведений к их социально-эстетичному осмыслению. Девятиклассникам присущие своеобразные качества, связанные с ... Читать далее...
- Цикл сочинений 8-9,15-16. на досрочном ЕГЭ по литературеЗадание 8. Почему намерение Манилова отдать души безвозмездно произвело на Чичикова столь сильное впечатление? Во-первых, намерение Манилова безвозмездно отдать мертвые души произвело на Чичикова сильное впечатление, так как от другого человека он такого никак не ожидал! Не ожидал потому, что сам Чичиков никогда бы на такое великодушие не пошел. Во-вторых, герой, задумавший продавать по спискам ... Читать далее...
- В чем специфика актуализированной в стихотворении Твардовского темы матери?В чем специфика актуализированной в стихотворении А. Т. Твардовского темы матери? Формируя развернутое рассуждение, отметьте, что тема матери является одним из центральных в цикле А. Т. Твардовского. Она выступает как проявление «вечной темы», повторяющейся в различных поэтических воплощениях русской лирики, и одновременно выступает как индивидуально-творческая. Покажите, что тема матери в данном стихотворении соединяется с темой ... Читать далее...
- Сочинение: Роман «Петр Первый». Замысел произведенияРоман «Петр Первый». Замысел произведения. Особенности композиции и сюжета. Каковы были задачи, стоявшие перед А. Толстым как автором исторического романа? Прежде всего Толстому предстояло определить, что будет для него основным в произведении. Это, по словам писателя, «становление личности в исторической эпохе». Автор писал не просто биографию исторического деятеля, но стремился показать, с одной стороны, как ... Читать далее...
Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по Гончар «Собор»