ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В РОМАНЕ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ Оливера Твиста»

Проблему воспитания можно называть одной из ведущих в английской литературе. И Чарльз Диккенс не был в этом первооткрывателем, но он нашел свой путь решения проблемы, показав лондонское дно без романтизации. В предисловии до одного из изданий романа «Приключения Оливера Твиста» Диккенс писал: «Мне сдалось, что изобразить реальных членов преступной группы, нарисовать их во всех их уродливости, показать нищую их жизнь…- означает… помочь обществу».

Его представители лондонского дна откровенно безобразные даже извне, тем более

в своих привычках. Вот бьет в который раз свою белую собаку Сайкс, который не знает жалости ни к кому. Так, как и эта белая собака, привыкшая себе на бедствие к нему Ненси. Искренне и сильно полюбив Сайкса, Ненси старается защитить его от всех бед.

Но или способный он это оценить? Вероятно, ни. И в этом мы убеждаемся, когда он расправляется с Ненси безжалостно. Мог ли он пожалеть ребребенка, который был для него лишь инструментом для краж!

Раненный во время ночного нападения, Оливер покинут на произвол судьбы.

Спасение мальчика — дело рук добрых женщин, способных понять и поверить человеку, найти в сердце

сочувствия. Повествуя о приключениях Оливера Твиста, Ч. Диккенс разворачивает широкую панораму дна общества. Холодные серые ночные лондонские улицы, в которых не найдешь убежища; грязные и вонючие логова — обитель всех пороков.

Эта атмосфера тоже воспитывает. И не во всех становится мужества противостоять грязи, которая властвует кругом. Голод и унижения часто принуждают маленьких людей врать и предавать. Жестокость мира порождает жестокость ребенка. Именно это волнует писателя, который сознательно оголяет язвы английского дна, желая обратить на них внимание общества.

Писатель считает, что проблема воспитания человека — дело всего общества. Одно из задач романа «Приключения Оливера Твиста» — показать суровую правду ради того, чтобы принудить общество быть справедливым. С иронией автор вставляет замечание по поводу той или другой ситуации, когда респектабельные английские джентльмены брезгливо отворачиваются от бедных обездоленных людей, которые оказались в доме.

Один из таких героев Диккенса даже не имеет имени, он просто назван господином в белом жилете. Не сделав ничего красивого для Оливера и других сирот, он пророчит тюрьму и смертную казнь.

Так писатель поднимает еще одно вопрос: что представляет собой истинная воспитанность, и или возможная она без доброты и милосердия. Ответом на этот вопрос есть весь роман. И красивое, и нехорошее в человеке может изменять жизнь, общество людей.

И очень важно, какими моральными принципами живут те люди. Таким есть взгляд Ч. Диккенса на проблему воспитания.




ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В РОМАНЕ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ Оливера Твиста»