Пушкинская поэзия мысли
В 1828 г. Пушкиным было написано стихотворение того же цикла — «Поэт и толпа». Оно вызвало самые разноречивые толки, «которые продолжались еще много лет и десятилетий спустя после смерти Пут в и па. Отдельные строки этого произведения повторялись как символ веры, они писались на знаменах апологетов «чистою искусства». Между тем в стихотворении нет ничего такого, что в глубоком смысле слова противоречило бы идеям «Пророка».
Здесь рассматриваются только еще новые проблемы, связанные с высоким призванием поэта; может ли и
Все это старые и вечные вопросы — философские вопросы. Позднее один из крупнейших представителей русского философского романтизма, В. Ф. Одоевский, еще раз поставит эти трудные вопросы и так на них ответит: «бесполезное» составляет разгадку всех внешних действий, человечества и «украшение жизни». Более того, оно служит основанием жизни, самым несомненным доказательством чего является поэзия.
Человек «никак не может отделаться от поэзии», «в мире психологическом поэзия есть
Философские идеи I». Ф. Одоевского до некоторой степени являются родственными тем мыслям и идеям, на которых основано пушкинское стихотворение. Когда у Пушкина толпа пеняет на поэта за бесполезность его песен
«Как ветер песнь его свободна, Зато как ветер и бесплодна: Какая польза нам от ней?»
Пушкин, устами поэта отвечая на эти обвинения, вовсе не утверждает бесцельности поэзии в глубоком значении этого понятия. Он утверждает иное, чем у толпы, высокое понимание пользы. Для пего поэзия в своей кажущейся бесполезности есть высшее, свободное и неподчиненное служение людям, служение человеческому духу.
Служение, преследующее не сиюминутные, не временные, а высокие и вечные цели. Именно в этом истинный смысл финальных четырех стихов:
Не для житейского волненья, Но для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв.
Цикл стихов Пушкина о поэте имел не только общефилософское, но и современное, общественное значение. Об этом хорошо и убедительно сказал в свое время Г. В. Плеханов6Г, Концепция поэта у Пушкина была в своей основе политически-оппозиционной. Объективно она противопоставлялась другой концепции, навязанной извне, официальной, требующей от поэта «служения обществу» не по свободным внутренним побуждениям, а по строгим предписаниям деспотической власти.
В условиях декабрьской эпохи, с ее смятением умов, с ее обострен но-трагическим ощущением жизни и истории, по-особенному остро и сильно должна была звучать тема независимого и гордого поэта, признающего за высший суд лишь суд собственного ума и совести. Она звучала и воспринималась как мятежный призыв, как победный голос свободы.
Пушкинская поэзия мысли