Систематизация и обобщение изученного по теории литературы за год
Цель: систематизировать и обобщить изученный учениками материал по теории литературы; развивать концентрацию внимания, логическое мышление, память, умение рационально распределять время на уроке; воспитывать ответственность за свои поступки.
Тип урока: Нестандартный урок-игра «Литературный Олимп».
Ход урока.
I. Организационный этап.
Четкий инструктаж учителя относительно проведения урока. Ученики объединяются в две группы, равноценные творческим, научным и коммуникативным потенциалом, которые на протяжении урока в
II. Игра «Литературный Олимп».
Этап первый «Разминка».
Одна группа называет произведение, другая — его автора.
Этап второй «Кто быстрее закончит предложение».
1) Литература — это… .
2) Произведения художественной литературы отображают мир в… .
3) Отличают три рода литературы… .
4) Люди, изображенные в произведениях, называются… .
5) Фольклор — это… .
6) Народный рассказ о необыкновенных, временами фантастических событиях называется… .
7) Прозаический народный
8) Прозаический народный рассказ о каком-то необыкновенном фантастическом событии называется… .
9) Произнесение важного слова в языковом такте с большей силой голоса называется… .
10) Один из видов устного народного творчества, в котором в чрезвычайно краткой форме излагается поучительная мысль, называется… .
11) Образное выражение, которое сжато и метко определяет какое-то понятие, называется… .
12) Небольшое по объему произведение, в котором в скрытой форме описывается задуманный предмет, который нужно отгадать, называется… .
13) Скорость выразительного чтения или речи называется… .
14) Произведение, созданное автором, называется… .
15) Существуют две формы языка — … .
16) Высказывание персонажей в художественном произведении называется… .
17) Средства образности в художественном произведении называются… .
18) Художественное средство, с помощью которого один предмет сопоставляются с другим, чем-то на него похожим, называется… .
19) Художественное определение называется… .
20) Художественное перенесение признаков с одного предмета на другой называется… .
21) «Оживление природы» — это… .
22) Описание природы в художественном произведении называется… .
23) Описание внешности действующего лица в художественном произведении называется… .
Этап третий «Интеллектуальный футбол».
Условия игры: каждая группа делится на две части — «защитников» и «нападающих». Нападающий должен бросать мяч-вопрос конкретному защитнику из противоположной команды. При условии, если защитник не может ответить, он имеет право передать мяч вратарю. Если и вратарь не в силах ответить, команде засчитывается гол.
Вопросы должны углубить знания, продемонстрированные на предыдущем туре игры. Например: «Чем отличается сказка от легенды или пересказа?».
Этап четвертый «Докажи свои знания».
Сделать анализ художественного произведения по схеме:
Род литературы, к которому принадлежит произведение. Жанр произведения. Тема произведения. Идея произведения.
Художественные средства в произведении.
Названия произведений выбираются учениками жеребьевкой из сундучка.
Этап пятый «Конкурс капитанов команд».
Импровизированный устный рассказ на тему «Мое любимое произведение».
III. Итог игры, оценивание работы учеников на уроке.
IV. Домашняя задача.
Написать произведение на тему: «Мои любимые герои литературных произведений».
Систематизация и обобщение изученного по теории литературы за год