Сочинение-Анализ поэмы Блока А. А. «Двенадцать»
Поэма «Двенадцать» написана А. А. Блоком в 1918 году и навеяна революционными событиями. Уже в зимнем пейзаже поэмы подчеркнут контраст черного и белого, мятежная стихия ветра передает атмосферу общественных перемен. Двусмысленно звучит строчка в первой главе произведения: «На ногах не стоит человек».
В контексте поэмы ее можно истолковать как буквально, так и символически: в новую эпоху все стало зыбким, утрачены жизненные опоры.
Восприятие революционных контрастов простым народом показано на примере образа старушки, которая
Центральным образом второй главы становится образ свободы без креста. Поэт показывает анархические настроения солдат революции, готовых «пальнуть… в Святую Русь». Рубленый синтаксис поэмы, изобилие диалогов и реплик удачно передают фрагментарные зарисовки из жизни того времени.
В третьей главе слышны фольклорные мотивы, характерные
В четвертой и пятой главах центральным становится образ распутной толстоморденькой Катьки, которая раньше гуляла с офицерьем, а теперь с солдатами. В шестой главе красноармейцы убивают Катьку: человеческая жизнь в революционную эпоху становится разменной монетой. В седьмой главе двенадцать солдат снова идут революционным шагом с ружьями в поисках врагов. «Лишь у бедного убийцы Не видать совсем лица», — пишет А. А. Блок.
Этот образ обезличенного человека перекликается с образом главного героя в рассказе Е. И. Замятина «Дракон». Там солдат революции, готовый без колебаний пристрелить буржуйскую морду, тоже утрачивает лик человеческий. Он словно исчезает в тумане, и вместо него остается лишь форма, пустая форма, свободная от содержания. Вскоре выясняется, что убивший Катьку Петруха когда-то любил ее, а убил он девушку сгоряча, из ревности.
Так, под революционные порывы маскируются порой сугубо личные проблемы и поступки. Но Петруху никто не осуждает: «Не такое нынче время». Революционная эпоха вседозволенности, как убедительно показывает
А. А. Блок, накладывает отпечаток на души людей. В вихре революционных событий без креста стираются порой грани между добром и злом, оправданной жестокостью и преступным деянием. Неприглядный образ восставшей голытьбы в финале седьмой главы поэмы рисуется как своеобразное предупреждение: «Запирайте етажи, Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба!».
В девятой главе буржуй на перекрестке сравнивается с голодным псом. Лишившись богатства и привилегий, целый класс российского общества оказался на перепутье.
Вьюга постепенно усиливается. Постоянно меняется ритм поэмы, отразивший переменчивый характер описываемой в ней эпохи. Сквозь агитационные лозунги первых лет советской власти явственно слышны грустные авторские раздумья: «…И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль». Ко всему готовы, Ничего не жаль…».
В поэме явственно слышны религиозные мотивы. Двенадцать солдат революции уподобляются двенадцати апостолам. Красный флаг в последней главке назван кровавым. Именно его несет Иисус Христос, который «И за вьюгой невидим, И от пули невредим». Христос в блоковской поэме выступает не в терновом венце, а в белом венчике из роз.
Он не покинул грешных бойцов революции, его нельзя убить или уничтожить, сорвав кресты. Двенадцать солдат прокладывают для России новый исторический путь. И Христос по-прежнему возглавляет его.
Таким образом, рисуя революционные события в их мятежной, противоречивой и во многом трагической атмосфере, А. А. Блок все равно благословляет Россию на ее новом пути и надеется, что новый венок из роз принесет ей счастье и процветание.
Сочинение-Анализ поэмы Блока А. А. «Двенадцать»