Художественное своеобразие поэмы Некрасова

Писать о народе, писать для народа можно только но законам народного поэтического творчества. Дело, однако, не в том, что Некрасов обратился к фольклору, используя словарь, ритмику и образы народного творчества. Народность искусства Некрасова заключается не в заимствовании отдельных приемов фольклора, не в стилизации народной песни, эпоса. В литературе было много подражателей.

Под народный стиль подделывались по-разному, иногда очень удачно имитируя отдельные признаки. В творчестве Мея, например, элемент русской народности принял какой-то

археологический характер. Любителей видеть народность в деталях быта, обычаях осуждал еще Белинский.

В поэме » Кому на Руси жить хорошо » прежде всего народная тема — поиск народом пути к счастью.

Крепость сюжетного узла в поэме достигалась не только близостью художника к народному источнику. Сама близость предполагала наличие зрелости и мужества политической мысли. Обращаясь к творчеству народа, черпая материал из жизни народа, Некрасов выбирает как характерное, как образцовое только примеры, типы, в которых ярко обнаруживалась социально-политическая мотивировка.

Например, песню «Мой постылый

муж» он переделывает тай, что «сам смысл песни изменился. В устной традиции, — отмечает К. В. Чистов, — это песня о том, как жену плеткой заставили покориться мужу… Некрасов создал по существу новую песню, осуждающую этот обычай, призванную вытеснить в народном сознании другую песню, от которой он первоначально исходил».

Все жанровое многообразие русского фольклора: сказки, песни, былины, легенды, загадки, пословицы, поговорки — нашло свое творческое отражение в поэме.

Некрасов иногда включал в поэму без изменения народные песни — бытовые, лирические, обрядовые. Но чаще он перерабатывал их. К. И. Чуковский, сравнив песню олонецкой вопленицы Ирины Федосовой с песней «Солдатская» у Некрасова, соглашается с выводами, сделанными некрасоведом Чистовым: «Выявление и усиление элементов социального протеста в используемых материалах фольклора является одной из самых заметных особенностей революционно-демократической поэзии Некрасова».

Поэт использует ряд текстов Федосовой. В ее песнях «Об убитом громом-молнией», «О погибших», «О попе», «Об упьянсливой головушке» рисуется глумление угнетателей над крестьянами. Некрасов революционизирует материал, найденный у Федосовой, в народном творчестве.

Это заметили друзья, еще больше — враги. О песне Матрены и хора «Плетка свистнула, кровь пробрызнула…» Буренин писал: «Такого грубого реализма не обнаружит сам народ в своих безыскусственных песнях».

Иногда Некрасов привлекал только крестьянский язык, а не крестьянскую поэзию. В сцене: «Ругательски ругаются, немудрено, что вцепятся друг другу в волоса. Гляди — уж и вцепился!

Роман тузит Пахомушку, Демьян тузит Луку», конечно, выражены черты живой, разговорной речи, и через них точно воспроизводится характеристика действующих лиц.

Некрасов усиливает лиризм поэмы с помощью песни. Об этой особенности поэмы академик П. Н. Сакулив писал; «Он составил из народа многоголосый хор и, искусно дирижируя, заставляет выступать то солистов, то хор». Можно сказать, что поэма не столько читается, сколько поется. Песня — постоянный спутник и яркий выразитель жизни и чаяний народных.

Ее поют в одиночку, исполняют хором.

Поэт использовал не только современные ему крестьянские песни, но обращался также к историческому эпосу. Песня «Крестьянский грех» написана в духе былинных стихов. В песне «Адмирал-вдовец но морям ходил…» совершенно ясен былинный характер: используются повторения, внутренние рифмы, былинный оборот. В основе рассказа лежит часто встречаемый в народном творчестве сюжет легенды об уничтоженном завещании, по которому якобы даровалась крестьянам воля.

Былинные образы призваны передать богатырскую мощь народа, его стойкость, его несгибаемую волю. Илья Муромец выступает в поэме в связи с революционной борьбой мужика. Загадки, пословицы, поговорки широко представлены в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Мудрость народа, образность мышления и поэтические средства его выражения помогали Некрасову раскрывать глубину социально-психологической характеристики.

Поэт любит напомнить народную загадку, приводя тут же ее разгадку. Многие загадки точно воспроизводят записи, сделанные собирателями Садовниковым, Барсовым и др. Вот поэт рисует быт голодного труженика земли, который, наконец, дождался новых овощей. Поспели репа, морковь, свекла, горох.

Чтобы подчеркнуть всеобъемлющее значение этого урожая, Некрасов пишет: «Теперь горох у всякого, у старого, у малого, рассыпался горох на семьдесят дорог!» Самое заветное крестьяне выражают крылатыми пословицами: «Хвали траву в стогу, а барина-в гробу!» Пословица, записанная самим Некрасовым: «Есть у бога топоры, да лежат до поры», перерабатывается им в духе революционных устремлений народа: «Наши топоры лежали до поры».




Художественное своеобразие поэмы Некрасова