«Чайка». Художественные особенности произведения. Значение новаторства драматурга
Цель: повторить, систематизировать и обобщить изученное; помочь ученикам выяснить художественные особенности произведения, значение новых театральных идей Чехова; развивать навыки анализа и синтеза литературных явлений, умение высказывать свою мысль, обосновываться ее примерами из текста и цитатами; воспитывать лучшие человеческие качества, эстетичный вкус, любовь к искусству.
Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстрации к нему.
Тип урока: систематизация и обобщения изученного.
Ход урока
I. Мотивация
Учитель. «Когда я пишу, я целиком рассчитываю на читателя. Считая, что субъективные элементы, которых не хватает в рассказе, он добавит сам»,- писал а. чехов. Итак, драматург рассчитывает на активное «сотрудничество» с ним читателя и зрителя, верит, что зерна прекрасного, которые несет искусство, прорастут в наших душах добром и красотой.
Сегодня на уроке мы попробуем отыскать то, что задевает наши сердца в произведениях Чехова.
II. Объявление темы и цели урока
III. Систематизация и обобщения изученного
1. Определение черт импрессионизма в пьесе «Чайка» А. Чехова
Учитель.
2. Проблемный вопрос
Какой из образов в пьесе является символическим и почему?
3. Заполнение сравнительных таблиц
Учитель. А. П. Чехов писал: «Никаких сюжетов не нужно. В жизни нет сюжетов.
В ней все перемешано — глубокое с мелочным, величественное с убогим, трагическое со смешным».
Давайте убедимся в этом, заполнив сравнительные таблицы, которые характеризуют героев пьесы.
Примечание. Ученики заполняют таблицы самостоятельно, учитель направляет их работу.
Глубокое и мелочное в характерах героев пьесы А. Чехова «Чайка»
4. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»
Определение характерных, новаторских черт драматургии Чехова.
5. Мини-викторина с цитатами из текста
Учитель. Определите, чей это портрет, кто это или о ком это:
? «человек умный, простой, немного, знаешь, меланхолический. Очень порядочный. Сорок лет ему будет еще не скоро, а он, уже знаменитый и сытый вдоволь… а относительно его писаний, то… как тебе сказать? мило, талантливо… но… после Толстого или Золя не захочешь читать…» .
? «А я, брат, люблю литераторов. Когда-то я страстно хотел двух вещей: хотел жениться и хотел стать литератором, но не удалось ни то, ни другое».
? «Бесспорно, талантливая, умная, способная рыдать над книжкой, прочитает тебе всего Некрасова наизусть, за больными присматривает как ангел; но попробуй похвалить при ней Дузе! Ого-го! Необходимо хвалить только ее одну, необходимо писать о ней, кричать, восхищаться ее чрезвычайной игрой…» .
? «А в моей душе и в вашей нет общих точек единения. Я люблю вас, не могу от тоски сидеть дома, каждый день хожу пешком шесть верст сюда и шесть назад и встречаю самый лишь индиферентизм с вашей стороны. Это понятно. Я без средств, семья у меня большая…»
? «По-вашему, нет большего несчастья, как бедность, а, по-моему, в тысячу раз легче ходить в лохмотьях и попрошайничать, чем… тем не менее, вам не понять этого…» .
— «Отец и его жена не пускают меня сюда. Говорят, что здесь богема… боятся, как бы я не пошла в актрисы… а меня тянет сюда к озеру, как чайку… мое сердце преисполнено вами». .
IV. Домашняя задача
Для всех: подготовиться к беседе по внеклассному чтению — прочитать пьесу А. Чехова «Вишневый сад».
Индивидуальное: подготовить сообщение о сценической истории пьесы «Вишневый сад»
V. Итог урока
«Передай микрофон другу»
— Завершая тему, я хотел бы сказать об…
«Чайка». Художественные особенности произведения. Значение новаторства драматурга