«Чайка». Художественные особенности произведения. Значение новаторства драматурга

Цель: повторить, систематизировать и обобщить изученное; помочь ученикам выяснить художественные особенности произведения, значение новых театральных идей Чехова; развивать навыки анализа и синтеза литературных явлений, умение высказывать свою мысль, обосновываться ее примерами из текста и цитатами; воспитывать лучшие человеческие качества, эстетичный вкус, любовь к искусству.

Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: систематизация и обобщения изученного.

Ход урока

I. Мотивация

учебной деятельности

Учитель. «Когда я пишу, я целиком рассчитываю на читателя. Считая, что субъективные элементы, которых не хватает в рассказе, он добавит сам»,- писал а. чехов. Итак, драматург рассчитывает на активное «сотрудничество» с ним читателя и зрителя, верит, что зерна прекрасного, которые несет искусство, прорастут в наших душах добром и красотой.

Сегодня на уроке мы попробуем отыскать то, что задевает наши сердца в произведениях Чехова.

II. Объявление темы и цели урока

III. Систематизация и обобщения изученного

1. Определение черт импрессионизма в пьесе «Чайка» А. Чехова

Учитель.

Стержнем импрессионистического художественного видения является «культ впечатления» с присущей ему самоценностью непосредственных непостоянных ощущений. Художественный образ строится на недомолвках и намеках; зарисовкам присуща фрагментарность и этюдность; рассказ окрашен лирической стихией.

2. Проблемный вопрос

Какой из образов в пьесе является символическим и почему?

3. Заполнение сравнительных таблиц

Учитель. А. П. Чехов писал: «Никаких сюжетов не нужно. В жизни нет сюжетов.

В ней все перемешано — глубокое с мелочным, величественное с убогим, трагическое со смешным».

Давайте убедимся в этом, заполнив сравнительные таблицы, которые характеризуют героев пьесы.

Примечание. Ученики заполняют таблицы самостоятельно, учитель направляет их работу.

Глубокое и мелочное в характерах героев пьесы А. Чехова «Чайка»

4. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»

Определение характерных, новаторских черт драматургии Чехова.

5. Мини-викторина с цитатами из текста

Учитель. Определите, чей это портрет, кто это или о ком это:

? «человек умный, простой, немного, знаешь, меланхолический. Очень порядочный. Сорок лет ему будет еще не скоро, а он, уже знаменитый и сытый вдоволь… а относительно его писаний, то… как тебе сказать? мило, талантливо… но… после Толстого или Золя не захочешь читать…» .

? «А я, брат, люблю литераторов. Когда-то я страстно хотел двух вещей: хотел жениться и хотел стать литератором, но не удалось ни то, ни другое».

? «Бесспорно, талантливая, умная, способная рыдать над книжкой, прочитает тебе всего Некрасова наизусть, за больными присматривает как ангел; но попробуй похвалить при ней Дузе! Ого-го! Необходимо хвалить только ее одну, необходимо писать о ней, кричать, восхищаться ее чрезвычайной игрой…» .

? «А в моей душе и в вашей нет общих точек единения. Я люблю вас, не могу от тоски сидеть дома, каждый день хожу пешком шесть верст сюда и шесть назад и встречаю самый лишь индиферентизм с вашей стороны. Это понятно. Я без средств, семья у меня большая…»

? «По-вашему, нет большего несчастья, как бедность, а, по-моему, в тысячу раз легче ходить в лохмотьях и попрошайничать, чем… тем не менее, вам не понять этого…» .

— «Отец и его жена не пускают меня сюда. Говорят, что здесь богема… боятся, как бы я не пошла в актрисы… а меня тянет сюда к озеру, как чайку… мое сердце преисполнено вами». .

IV. Домашняя задача

Для всех: подготовиться к беседе по внеклассному чтению — прочитать пьесу А. Чехова «Вишневый сад».

Индивидуальное: подготовить сообщение о сценической истории пьесы «Вишневый сад»

V. Итог урока

«Передай микрофон другу»

— Завершая тему, я хотел бы сказать об…




«Чайка». Художественные особенности произведения. Значение новаторства драматурга