Повторение и обобщение изученного «Я и мир» за семестр
Цель: систематизировать и обобщить изученный учениками на протяжении I-го семестра учебный материал, а именно: проверить знания о писателях, содержании их произведений, понятий по теории литературы; развивать память, внимание, логическое мышление, умение аккумулировать собственные знания во время обработок задач, грамотно высказывать собственную мысль, формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать чувство уважения к литературному слову, его художникам, любви к родному краю, народу, прививать интерес к следствиям собственной
Тип урока: нестандартный урок-игра «Мой мир и знаменитая давность Украины».
Оборудование: портретная галерея писателей, творчество которых изучалось на протяжении І семестра; книжная выставка их произведений и ученических рисунков к ним; музыкальное оформление.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Объявление темы, цели урока.
Мотивация учебной деятельности.
III. Основное содержание урока.
Знание и мудрость — украшение человека.
А. Навои.
Чтение дает знания, беседа — изобретательность, а привычка записывать — точность.
Ф. Бекон.
1. Вступительное слово
Уважаемые друзья! Сегодня наш урок необыкновенный. Нам необходимо доказать хозяйке Литературе прочность тех знаний, которые мы получили за І семестр.
Это даст нам возможность открыть ворота, чтобы попасть в мир интересных приключений и юмора, т. е. продолжить захватывающее путешествие.
А готовы ли вы преодолевать разнообразные препятствия? Итак, начинаем игру-конкурс «Мой мир и знаменитая давность Украины».
Для этого нужно распределиться на две группы и придумать им названия, избрать капитанов.
Оценивать соревнование будет наше уважаемое жюри. .
Наша игра состоит из нескольких конкурсов: «Отгадай», «Народоведческий», «Исторический», «Кроссвордный», «Писательский», «Страницами художественных произведений», «Скоростной».
2. Проведение конкурсов.
Итак, начнем наше соревнование с загадок. На каждый ответ предлагается 30 секунд. Отвечает та команда, которая первой подготовила ответ.
2.1. «Отгадай-ка».
Каждый сколько хочет берет, А все остается. Белая грядка — Черные зернышки. Посеяла по порядку — И имею загадку. Кто зернышки знает, Тот отвечает. . Тоненькое, кругленькое, Сердце черненькое.
Кто на его след взглянет, Мысль его узнает. . Стоит дом. Войдешь в него слепым, Выйдешь зрячим. . Белое поле, черные семена, Кто не умеет, Тот не посеет. .
2.2. «Народоведческий».
1) К какому циклу календарно-обрядовой поэзии принадлежит мистерия «Вождение козы»? .
2) Что символизировал кот в славянских культах как полумифическое существо? ).
3) Для чего славянами выпекался символический корж в форме птиц, с которым они ходили, подняв его высоко над головой? .
4) Какой народный праздник свидетельствует об окончательном господстве лета на земле? .
5) Что делали женщины на Русальную неделю для задобрения этих фантастических существ? .
6) Назовите известных вам авторов песен литературного происхождения (Т. Шевченко,
С. Руданский, И. Франко, Л. Глибов, М. Старицкий, М. Кропивницкий и др.).
2.3. «Исторический».
1) Стрелецкие песни были созданы и бытовали среди… .
2) В каком городе жил ханский сын у князя Владимира из произведения Н. Вороного «Евшан-зелье»? .
3) Назовите лиц, которые принимали участие в выкупе Т. Шевченко из крепостничества.
4) Потомком какого рода был Т. Шевченко? .
5) В какой стране родился «Федька-Халамидник» В. Винниченко? .
6) В каком году Верховной Радой Украины был утвержден текст национального гимна нашего государства, за основу которого взят стих П. Чубинского «Еще не умерла Украина»? .
2.4. «Кроссвордный».
1. Определите жанр песни летнего периода. .
2. Название песни зимнего периода. .
3. Имя автора «Повести временных лет». .
4. С помощью чего ханский сын вспомнил о родном крае в произведении Н. Вороного?
5. Жители сказочного города произведения Эммы Андиевской. .
2.5. «Писательский».
1) Что объединяет Е. Пчилку и Лесю Украинку? .
2) Где побывала Леся Украинка во время лечения? .
3) Под влиянием какого писателя П. Чубинский начал писать стихи, печатался в журнале «Основа»? .
4) Кто из писателей, кроме А. Довженко, писал киносценарии? .
5) Почему И. Калинец назвал свою дочь Звонкой? .
6) В какой стране, каком городе в настоящее время живет Эмма Андиевская? .
2.6. «Страницами художественных произведений».
1) Что любил смаковать гном? .
2) Назовите известные вам поэзии И. Калинца из цикла «Чудомир». .
3) Кто был Оленем Августом из одноименного произведения Е. Гуцало? .
4) За что была осуждена Анна из произведения Л. Костенко «Цветные мыши»? .
5) Из-за чего все время страдал Павлик из произведения С. Черкасенко «Маленький горбун»? .
6) Каким образом появился лев на побережье Десны? .
2.7. «Скоростной».
Назвать как можно больше фантастических героев из произведений, которые изучались на протяжении І семестра.
IV. Итог игры. Объявление жюри результатов. Определение победителей.
V. Объявление списка художественной литературы, которая будет изучаться во II семестре.
Повторение и обобщение изученного «Я и мир» за семестр