Повторение и обобщение изученного «Я и мир» за семестр

Цель: систематизировать и обобщить изученный учениками на протяжении I-го семестра учебный материал, а именно: проверить знания о писателях, содержании их произведений, понятий по теории литературы; развивать память, внимание, логическое мышление, умение аккумулировать собственные знания во время обработок задач, грамотно высказывать собственную мысль, формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать чувство уважения к литературному слову, его художникам, любви к родному краю, народу, прививать интерес к следствиям собственной

работы.

Тип урока: нестандартный урок-игра «Мой мир и знаменитая давность Украины».

Оборудование: портретная галерея писателей, творчество которых изучалось на протяжении І семестра; книжная выставка их произведений и ученических рисунков к ним; музыкальное оформление.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности.

III. Основное содержание урока.

Знание и мудрость — украшение человека.

А. Навои.

Чтение дает знания, беседа — изобретательность, а привычка записывать — точность.

Ф. Бекон.

1. Вступительное слово

учителя.

Уважаемые друзья! Сегодня наш урок необыкновенный. Нам необходимо доказать хозяйке Литературе прочность тех знаний, которые мы получили за І семестр.

Это даст нам возможность открыть ворота, чтобы попасть в мир интересных приключений и юмора, т. е. продолжить захватывающее путешествие.

А готовы ли вы преодолевать разнообразные препятствия? Итак, начинаем игру-конкурс «Мой мир и знаменитая давность Украины».

Для этого нужно распределиться на две группы и придумать им названия, избрать капитанов.

Оценивать соревнование будет наше уважаемое жюри. .

Наша игра состоит из нескольких конкурсов: «Отгадай», «Народоведческий», «Исторический», «Кроссвордный», «Писательский», «Страницами художественных произведений», «Скоростной».

2. Проведение конкурсов.

Итак, начнем наше соревнование с загадок. На каждый ответ предлагается 30 секунд. Отвечает та команда, которая первой подготовила ответ.

2.1. «Отгадай-ка».

Каждый сколько хочет берет, А все остается. Белая грядка — Черные зернышки. Посеяла по порядку — И имею загадку. Кто зернышки знает, Тот отвечает. . Тоненькое, кругленькое, Сердце черненькое.

Кто на его след взглянет, Мысль его узнает. . Стоит дом. Войдешь в него слепым, Выйдешь зрячим. . Белое поле, черные семена, Кто не умеет, Тот не посеет. .

2.2. «Народоведческий».

1) К какому циклу календарно-обрядовой поэзии принадлежит мистерия «Вождение козы»? .

2) Что символизировал кот в славянских культах как полумифическое существо? ).

3) Для чего славянами выпекался символический корж в форме птиц, с которым они ходили, подняв его высоко над головой? .

4) Какой народный праздник свидетельствует об окончательном господстве лета на земле? .

5) Что делали женщины на Русальную неделю для задобрения этих фантастических существ? .

6) Назовите известных вам авторов песен литературного происхождения (Т. Шевченко,

С. Руданский, И. Франко, Л. Глибов, М. Старицкий, М. Кропивницкий и др.).

2.3. «Исторический».

1) Стрелецкие песни были созданы и бытовали среди… .

2) В каком городе жил ханский сын у князя Владимира из произведения Н. Вороного «Евшан-зелье»? .

3) Назовите лиц, которые принимали участие в выкупе Т. Шевченко из крепостничества.

4) Потомком какого рода был Т. Шевченко? .

5) В какой стране родился «Федька-Халамидник» В. Винниченко? .

6) В каком году Верховной Радой Украины был утвержден текст национального гимна нашего государства, за основу которого взят стих П. Чубинского «Еще не умерла Украина»? .

2.4. «Кроссвордный».

1. Определите жанр песни летнего периода. .

2. Название песни зимнего периода. .

3. Имя автора «Повести временных лет». .

4. С помощью чего ханский сын вспомнил о родном крае в произведении Н. Вороного?

5. Жители сказочного города произведения Эммы Андиевской. .

2.5. «Писательский».

1) Что объединяет Е. Пчилку и Лесю Украинку? .

2) Где побывала Леся Украинка во время лечения? .

3) Под влиянием какого писателя П. Чубинский начал писать стихи, печатался в журнале «Основа»? .

4) Кто из писателей, кроме А. Довженко, писал киносценарии? .

5) Почему И. Калинец назвал свою дочь Звонкой? .

6) В какой стране, каком городе в настоящее время живет Эмма Андиевская? .

2.6. «Страницами художественных произведений».

1) Что любил смаковать гном? .

2) Назовите известные вам поэзии И. Калинца из цикла «Чудомир». .

3) Кто был Оленем Августом из одноименного произведения Е. Гуцало? .

4) За что была осуждена Анна из произведения Л. Костенко «Цветные мыши»? .

5) Из-за чего все время страдал Павлик из произведения С. Черкасенко «Маленький горбун»? .

6) Каким образом появился лев на побережье Десны? .

2.7. «Скоростной».

Назвать как можно больше фантастических героев из произведений, которые изучались на протяжении І семестра.

IV. Итог игры. Объявление жюри результатов. Определение победителей.

V. Объявление списка художественной литературы, которая будет изучаться во II семестре.




Повторение и обобщение изученного «Я и мир» за семестр